Оранжевая как апельсин деревня Абьяне — Руссильон по-ирански

Просуществовать 2000 лет, чтобы еще через пятьдесят утратить свою аутентичность и даже язык… Что ж, будет очень жаль, но такова участь всех мест, превращающихся в туристические.

По оценкам ученых возраст Абьяне насчитывает от 1 500 до 2 000 лет — это весьма правдоподобно.

Мы знаем, что арабы вторглись на территорию Персии в VII веке, до того времени на этих землях проповедовали зороастризм. Чтобы избежать насильственного обращения в ислам, непокорные новым верованиям укрылись в горах, сохраняя свои обычаи и свой язык.

На несколько веков они были потеряны для мира с его войнами и хаосом. Именно тогда в этих местах в узкой горной долине у подножия горы Каркас и появилось несколько небольших поселений. Деревушка Абьяне — одно из них.

В подобных совсем уж старых домах, конечно, уже давно не живут. Всё меняется даже в этой географической глуши, и вы не представляете насколько.

Оранжевая деревня Абьяне. Иран.

Жители пока ещё говорят на языке, мёртвом в других регионах Ирана вот уже три-четыре столетия.

Местный диалект хранит остатки среднеперсидского языка Пехлеви, мёртвый среднеиранский язык юго-западной группы, являющийся продолжением древнеперсидского языка и предшественником новоперсидского.

Объяснить это можно лишь затворническим образом жизни: жили замкнуто, браки с посторонними были запрещены, так и сохранили свою культуру и традиции.

Население деревни и сегодня невелико — 200-250 человек и, конечно, это старики, но дети приезжают, помогают… Кроме того, чтобы дышать кристально-чистым горным воздухом, здесь стали строить «дачи» жители ближайших городов Исфахана и Кашана.

Современные жилища в Абьяне. Иран.

Современные жилища в Абьяне. Много колоритных деталей: двери, окна, балкончики…

Современные жилища в Абьяне. Иран.

Деревня, карабкающаяся по горному склону, где крыша одного дома зачастую является двориком вышестоящего, действительно оранжевая как апельсин или Руссильон.

Есть на юге Франции маленький городок, тоже выделяющийся среди соседей необыкновенным цветом. Абьяне — его старшая сестричка.

Определённо старшая, ведь деревушка датируется началом I века. Конечно, юг Франции в то время уже был обитаем некими племенами, но название Rosseilon впервые появляется в документах с 1168 года.

Улочка городка Руссильон на юге Франции.

На улочках Руссильона. Юг Франции.

'Золотые копи' Руссильона, карьеры по добыче охры превращены теперь в природный парк.

«Золотые копи» Руссильона, карьеры по добыче охры превращены теперь в природный парк.

Их роднит цвет. В обоих местах почвы богаты природным пигментом, состоящим из гидрата окиси железа с примесью глины. И если иранская Абьяне несколько «застряла» во времени, то Руссильон, благодаря обнаруженной в окрестных холмах охре, нешуточно «поднялся».

Умение использовать местный природный краситель пришлось как нельзя кстати: шел галантный век трубадуров и дамы при дворе Алиеноры Аквитанской на зависть прочих француженок могли щеголять в красном, оранжевом, желтом…

До того охру в Европу везли аккурат с Востока, как и специи, натуральный красящий пигмент был баснословно дорог.

Со временем из местной охры были произведены целых 17 оттенков краски, и до конца XIX века пигмент из Руссильона экспортировался по всему миру.

Ну, в Абьяне про галантный век никто даже не слыхивал, и подобно Руссильону деревня не поднялась, но у них есть газ! У меня на даче в 100 км от Москвы его нет и даже не предвидится, а у них есть!

В деревне Абьяне. Иран.

Трубы характерного жёлтого цвета почитай на каждом фасаде — в Абьяне есть газ.

В деревне Абьяне. Иран.

Как говаривал Гераклит: «Всё течёт, всё меняется», а точнее «Все движется, и ничто не остается на месте». Касается это и Абьяне.

Со времён Сасанидов (династия персидских правителей, правивших с 224 по 651 год) в деревне сохранился уже недействующий зороастрийский Храм Огня. Даже в таких отдалённых от цивилизации местах большинство иранцев в XVI-XVIII вв. приняли ислам.

Живут здесь за закрытыми ставнями, но женщины на улицах ходят не закрывая лиц. Жители только привыкают к наплыву туристов и непонятно, нравятся ли им эти перемены.

Как везде на Востоке за фото с вас скорее всего потребуют бакшиш (но не обязательно). Местные начинают приторговывать чем-нибудь вроде неаппетитной сушёной алычи. Если попытка продать вам сей деликатес отклоняется, может последовать раздраженная тирада на том самом древнем исчезающем языке.

В деревне Абьяне. Иран.

В январе на улицах Абьяне почти безлюдно.

В деревне Абьяне. Иран.

В 2007 Абьяне внесена в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Любознательность — не порок: два сооружения вызвали у нас интерес, так и оставшийся неудовлетворённым. Чтобы это могло быть?

В деревне Абьяне. Иран. Фото Константина Акимова.

Фото Константина Акимова.

В деревне Абьяне. Иран.

Конечно, ничего уникального в Абьяне вы не увидите, разве что древний зороастрийский Храм Огня. Священный огонь здесь давно угас, а его хранители скорее всего поплатились жизнями.

Глубоко верующие зороастрийцы сохранили другой храм, высоко в горах, в природном гроте, стены которого потемнели от пламени негасимого на протяжении многих столетий огня. В Пире-Сабз по сей день молятся о людях, которые перед лицом врага сохранили своё достоинство и укрылись от арабов в горах.

В Абьяне храм несколько иной и предусматривает возможность выноса священного огня на крышу. Предполагается, что он выглядел так.

Реконструкция зороастрийского храма в Абьяне. Иран.

Если вы путешествуете по Ирану с тургруппой, вас сюда непременно завезут. Ехать же самостоятельно и специально, чтобы побродить по старинным улочкам и перекусить очередным кебабом в пока единственном местном «кафе»… уж лучше в Руссильон. :))

Всем счастливых дорог!

Подпишитесь на наш Телеграм и первым получайте анонсы публикаций.

Добавить комментарий