На днях одна из моих подруг в своём блоге опубликовала пост «Зачем нам берег Сейшельский?» — у нас у самих всё цветет, всё благоухает» — и сопроводила данный посыл многочисленными фотографиями цветов.
Отвечаю ей: Это вам в Яффо (Jaffa), одном из старейших городов мира на побережье Средиземного моря, берег Сейшельский кажется не таким уж привлекательным. Вот, жили бы вы в Сибири, он выглядел бы гораздо заманчивее…
Она: А я просто мечтаю побывать в Сибири.
Я: Да ладно! Уж лучше мы к вам.
Яффа или Яффо (Jaffa) — один из старейших портовых городов мира. Считается, что именно там Ной построил свой ковчег, а Персей освободил Андромеду. С историей город.
Первое письменное упоминание о нём встречается в египетских хрониках XV века до нашей эры.
Наша Сибирь-матушка подобным не похвастается. Я вообще не очень представляю, что было на территории современной России в XV столетии до нашей эры.
И это не единственный случай на моем веку, когда иностранцы восхищались нашей страной.
Как-то раз на автобусной остановке под Венецией, мы разговорились с парой французов. Узнав, что мы с женой из России, они восторженно поделились своей мечтой о поездке на поезде от Москвы до самого Владивостока.
Какие все-таки у людей экстремальны мечты. У нас много проще…
Но однажды я попал таки в Землю Обетованную, к стенам священного Иерусалима, в великолепную даже сейчас Кейсарию и в последний оплот крестоносцев, залитую рыцарской кровью крепость Акко.
Иерусалим. Земля Обетованная.
Виа Долороза: две попытки найти Храм Господень
В первую ночь в Иерусалиме заснуть я не смог, поэтому отправился исследовать Виа Долороза в 4 часа утра.
Виа Долороза — Путь Скорби, по нему Иисус шел к распятию, неся свой крест.
Улицы города были практически пусты в это время, я мог слышать только свои шаги, призыв муэдзина к молитве, звон церковных колоколов и крики петухов — все одновременно.
Да, да, петухи в центре большого города! Под их сопровождение вы будете утром идти по пути Христа, если судьба однажды приведет вас на него (не в фигуральном смысле).
Цитадель Давида ночью.
В Еврейском квартале Иерусалима на рассвете.
Улица Давида ночью похожа на гаражное товарищество — ряды громадных запертых ворот по обе стороны. Никаких архитектурных изысков. Тихо и темно. Восточная сказка.
Из какой-то щели выскочил местный парень с тележкой весь в черном, стрельнул в меня взглядом — я был весь в белом — и поспешил дальше. Первый встреченный за ночь человек.
В следующей щели оказалось нечто вроде тележки, где еще один черноокий местный, значительно старший, варил кофе. Сюрприз. В 4 утра то. Кофе был замечательный.
Рядом стоял мужичонка с мощной бородой и не сходящей с лица улыбкой и тоже пил кофе. Он оказался монахом из Сибири. Поговорили. Ночью, в 4 утра, в центре старого Иерусалима!
Это была моя первая попытка найти Храм, и она оказалась лишь наполовину успешной. Я не нашел вход в Храм Гроба Господня, и в это время в городе не было людей, чтобы спросить дорогу.
Поэтому я отправился завтракать, и в мусульманской харчевне около Яффских ворот съел одну из самых вкусных яичниц в своей жизни, которая носила загадочное название «Яичница с сыром». Подозреваю, что во многом ее великолепный вкус определялся впечатлениями от ночной прогулки по старому Иерусалиму. Теперь спать…
Рассвет в старом Иерусалиме.
После консультации с персоналом отеля я выяснил, что вход в Храм находится в крошечном переулке в конце одной из улиц Христианского квартала между мусульманскими лавками.
С ума сойти — там не было ни одного указателя! Днем я повторил свой Крестный путь, идя по стопам Христа, но на каком-то этапе всё же пришлось спросить у местных, где вход в Храм то?
Храм Гроба Господня.
Голгофа.
Виа Долороза начинается у Львиных ворот и включает в себя первые девять остановок, у каждой есть какой-то знак — часовня, церковь или метка на стене. Остальные пять станций расположены внутри Храма Гроба Господня.
Я желаю всем пройти по Виа Долороза — пути Христа в Иерусалиме — самим, мои комментарии были бы излишними. Перед нами Вечность…
В Храме Гроба Господня.
Всем счастливых дорог!