Послушницами монастыря, соседствующего с Арагонским замком, были лишь девушки из знатных семей. До рождения наследника мужского пола потомство семьи определялось в частности сюда.
Прекрасный климат, море, лимонные сады, да, но без малейшей надежды на освобождение замужество. Во все времена лучше рождаться мальчиком, а уж в XVI веке на юге Италии — это просто обязательно.
Фреска «Клариски», XIV век. Амброджо Лоренцетти.
Арагонский замок, больше походит на крепость: он занимает целиком крошечный остров, много камня, много лестниц, узкие проходы, укромные патио, в общем развить здесь наступление и атаковать пусть даже подавляющими силами решительно не получится.
Остров нерукотворный.
В 150 году на Искье проснулся вулкан Монтаньоне. Сила извержения была такова, что от и без того маленькой Искьи откололся кусочек скалы, начав отшвартовываться от «большой» земли. На нем и укрылись все спасшиеся.
То что им досталось от привычных виноградников куском земли назвать никак нельзя — просто гранитная скала, тем не менее на острове умудрились разместиться более двух тысяч человек.
Со временем на скале построили замок, церкви, а в XVII веке здесь разместился женский монастырь ордена Святой Клары.
Купол церкви Непорочной Девы Марии, XVIII век. Остров Искья. Италия.
Видимо, настоятельница монастыря была дамой экзальтированной, точь в точь как основательница Ордена: она решила возвести на крошечной вершине скалы внушительный собор.
Достроить его так и не удалось: не хватало ни места, ни средств, зато в отделке вы увидите разные периоды строительства. Наверное, некоторые фрагменты намеренно оставили открытыми для любознательных туристов.
Но превзошла себя матушка-настоятельница в ином. Земли то на островке почти нет — каменные джунгли, а сестринскую братию хоронить надо. Выдумка ли это настоятельницы или стандартный ритуал кларисок, мне неведомо, но обычай чудовищный.
Получается, что девушкам благородного происхождения не только не дали жить, похоронить по-человечески и то не смогли.
Когда монахиня умирала, её безжизненное тело сажали на каменный стул с отверстием в центре и оставляли разлагаться. Под него ставили некий сосуд, куда и стекало то, что осталось от девушки, которая по праву рождения могла бы блистать в свете.
И это единственные помещения, куда открыт доступ в бывшем монастыре на Искье. Они расположены ниже уровня земли, окон нет…
Обряд символизировал, что тело — лишь сосуд для души, но настоятельница пошла дальше: каждый Божий день послушницы приходили сюда молиться, оплакивать подруг и размышлять о смерти.
Можно представить, какой здесь стоял смрад. Сейчас и монастырские постройки, и замок пустуют.
Остров находится в частном владении, обстановка в Арагонском замке не сохранилась, даже окна не везде застеклены, но некоторые покои отданы под современную живопись. Мы её не особо разглядывали — не Рафаэль…
Пережив столь яркие ощущения, самое время окунуться в целебные воды Садов Посейдона, ну а если вы прониклись темой кларисок, на досуге можно познакомиться с Кларой Ассизской.
Может и хорошо, что сейчас таких людей нет? Нетривиальная история Франциска Ассизского вам известна?
Всегда найдется женщина, возжелавшая сидеть по правую руку от нового Мессии. Клара явилась к нему ночью, и он постриг ее в монахини. Постриг её и её 14-летнюю сестру… Об этом читайте на нашем сайте: «Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой…»
Святая Клара.