Здесь жила и даже владела этим замком несбывшаяся — платоническая — любовь Микеланджело, здесь же она умерла у него на руках… Не верьте, это история для непритязательных туристов — полуправда/полувымысел.
Среди владелиц замка была знатная сеньора.
Имя её известно далеко не всем, разве что специалистам по эпохе Возрождения — Виттория Колонна, — супруга Фернандо д’Авалос д’Аквино д’Арагон, маркиза ди Пескара, вице-короля Милана и бравого испанского генерала.
Кастелло Арагонесе на острове Искья. Италия.
Девочкой она была сговорена за Фернандо д’Авалоса и с четырёх лет воспитывалась в доме будущего свёкра при дворе матери жениха Констанцы д’Авалос.
Молодых обвенчали в 1509, когда они достигли 17 лет, брак, заключённый по расчёту, перерос в страстную любовь, но, увы, оставался бездетным.
В 1511 молодой супруг предложил свою шпагу борцам со вторгшимися французами, с тех пор пара виделась редко, но регулярно обменивалась письмами. Послания Виттории нередко были в стихах.
Портрет работы Себастьяно дель Пьомбо в Museu Nacional d’Art de Catalunya.
Фернандо д’Авалос маркиз ди Пескара между войной и женой выбрал первую, но влияния Виттории хватило, чтобы уговорить супруга отказаться от короны Неаполя, которую ему предложили, склоняя к измене императору.
Я предпочла бы умереть супругой храбрейшего из маркизов и вернейшего из генералов, чем жить супругой короля, опозоренного хоть малейшим пятном бесчестья.
В 1525 году её муж был смертельно ранен и скончался от ран в Милане, 35-летняя вдова собралась было в монастырь, но её отговорил сам папа Климент VII.
Следующее десятилетие она проведёт на острове Искья хозяйкой фамильного Арагонского замка, откажется от нескольких предложений руки и сердца, что светское общество воспримет неоднозначно.
Теперь её страстью была поэзия, перед нами первая женщина-поэтесса, посмевшая в середине XVI века замахнуться на равноправие с мужчинами.
В 1536 году Виттория переезжает в Рим, 47-летняя поэтесса легко вливается в богемные круги, вот тогда-то в неё и влюбляется 61-летний Микеланджело.
Картина «Виттория и Микеланджело у «Моисея»», Герман Шнайдер, XIX век.
Стареющий художник на закате лет встретил ту Единственную? Да, это было очевидно всем вокруг.
Более чем двухметровую статую Моисея для грандиозной гробницы папы Римского Юлия II он создал менее чем за три года, ведь он был окрылен… И что с того, что проект остался неосуществлённым (скончался Папа)?
Стендаль в «Истории живописи в Италии» (1817) впервые назвал «Моисея» подлинным идеальным портретом папы Юлия II.
Казалось, что Микеланджело готов штурмовать «эту крепость», но его биограф оставил нам такую запись: «с мягкой властностью пламенное влечение художника было введено маркизой Пескара в рамки сдержанного поклонения, какое единственно приличествовало её статусу и её философии загробного воссоединения с супругом.»
Признанный гений в скульптуре и живописи смирился? Не тут то было! Он снова удивил весь мир.
На склоне лет он посвятит своей великой платонической любви сотни пламенных… сонетов. Около трёхсот из них дошли до нашего времени, а некоторые ещё при жизни пары были положены на музыку.
Пять веков назад по этим самым дорожкам Арагонского замка на Искье топала ножками маленькая Виттория, не страшась ни стихии, ни обрывов.
Целое десятилетие Виттория Колонна д’Авалос маркиза ди Пескара оставалась верным другом и музой великого Микеланджело. Она сглаживала его неуживчивый характер, стояла за него горой перед великосветскими заказчиками, которым он не единожды позволял себе грубить…
Они переписывались, много раз она спешила в Рим из своих развлекательных поездок только ради того, чтобы повидать Микеланджело, при этом в глазах современников она оставалась светской инокиней, отличавшейся безупречным благочестием.
Только он посвящал ей сонеты? В XX веке в Ватиканских архивах обнаружена ранее неизвестная рукопись, принадлежавшая Микеланджело, со 109 сонетами, посвящёнными ему Витторией ди Пескара. В 2005 году эти стихи были изданы.
Первой поэтессы Возрождения не стало в феврале 1547 в возрасте 57 лет, и Микеланджело действительно был в числе тех, кто разделил её последние земные минуты, но случилось это не на Искье, а в Вечном городе.
И это ещё не все секреты, которые хранит суровый Арагонский замок на солнечном острове Искья.
Если судьба забросит вас на Искью, вам не миновать Неаполя. Прочтите: Неаполь: самый грязный или самый загадочный город Италии?
Всем счастливых дорог!