Помните Мату Хари? Похоже, леди Гамильтон была столь же успешна в постельной дипломатии, а её муж, сэр Уильям Гамильтон, чрезвычайный посланник Великобритании при королевском дворе Бурбонов в Неаполе, по некоторым отзывам её связи на стороне только поощрял.
Сэр Уильям Дуглас Гамильтон был выходцем из семьи, тесно связанной с королевской. Маленький Уильям рос в тесной дружбе с будущим королем Англии Георгом III.
Более тридцати лет — с 1764 по 1799 год — лорд Гамильтон представлял интересы Англии в Неаполе, это был союз против Франции.
Лорд Гамильтон был человеком образованным и умным. Именно ему приписывают заслугу начала раскопок в Геркулануме и Помпеях, а это многого стоит.
В те времена подобные раскопки никого не интересовали, и английский дипломат вскоре стал богат как Крез, а его исключительное влияние и богатство позволили ввести в высший свет Неаполя даму полусвета…
Статуя, найденная в Геркулануме при раскопках форума.
Спустя всего лишь пару лет Эмма Гамильтон, дочь кузнеца и торговки углем, вертела в Неаполе всеми как хотела.
Сначала она снискала сестринскую любовь Неаполитанской королевы, а позже безграничную любовь «карманного адмирала» Горацио Нельсона.
История их любви оказалась обагрена кровью… реками крови, так что не особо идеализируйте эту пару.
Вивьен Ли и Лоуренс Оливье в картине «Леди Гамильтон» — That Hamilton Woman, 1941.
Неаполь — город немного тревожный и совсем не жизнерадостный, хотя это юг и при том юг Италии. Может быть, нависший над городом Везувий всему виной?
Множество зловещих легенд ходит об этом городе, но мы ведём речь о его лучших временах, когда не о Париже, а именно о Неаполе говорили: «Vedi Napoli e poi muori» — повидай Неаполь и можно умирать!
Кто бы мог предположить, что столь многообещающая слава города закончится при Нельсоне настоящей резнёй…
Власть этой женщины и над мужем, и над бравым английским капитаном была безгранична, но бесцеремонное вмешательство в большую политику этой выскочке вскоре припомнят.
После некоторого изучения биографии адмирала Нельсона у меня появились серьезные сомнения в романтичной истории любви этой пары — Гамильтон и Нельсон.
С их первой встречи до второй прошло более десяти лет — ни о какой любви с первого взгляда не шло и речи, не было даже банальной переписки. Похоже, в этой истории каждый преследовал свои цели.
Сэр Уильям Гамильтон рядом с одной из своих древнегреческих ваз на картине Дж. Рейнольдса.
Жить на юге Европы — совсем иное дело, нежели в промозглом Лондоне. Ко всему прочему, британский дипломат сэр Гамильтон был археологом, вулканологом и знаменитым коллекционером.
Он вовсе не торопился возвращаться на родину, а вот полюбившемуся ему Неаполю требовалась надежная защита от французской республиканской армии.
Правящая Неаполитанская королева Мария Каролина Австрийская супруга Фердинанда IV Неаполитанского была родной сестрой обезглавленной королевы Франции Марии-Антуанетты.
Неаполитанская королева пожелала залить Неаполь кровью, Эмма Гамильтон всецело поддержала подругу, Нельсон выполнил их заказ, обесчестив себя как офицера.
Мария-Каролина Австрийская, королева обеих Сицилий, сестра обезглавленной во Франции Марии-Антуанетты. Рафаэль Менгс. 1768 год.
Английский флот и сорвиголова Нельсон пришлись тогда как нельзя кстати двум женщинам, ведь чувства Нельсона к леди Гамильтон не знали границ.
Чего стоит история, когда в день рождения возлюбленной он приказал корабельному капеллану канонизировать предмет своих воздыханий. Тот упирался как мог, но святотатство совершил, Эмма была причислена к лику святых. Да, было и такое…
Портрет леди Гамильтон кисти Джорджа Ромни. 1791. Художественный музей Блэнтона.
Близкая дружба безродной Эммы Гамильтон с королевой Неаполя удивительна, но является историческим фактом. Эти две дамы плели интриги, активно участвуя в терроре против якобинцев в Италии.
Из-за этих двух женщин Нельсон не единожды опозорит честь мундира, презрев все армейские законы, включая капитуляцию. Он будет вешать и пожертвует репутацией, лишь бы Эмма им восхищалась. Казни в Неаполе продолжались больше года…
«Нельзя однако всем в королевстве рубить головы», — однажды вроде бы одумался Нельсон, но лишь на минуту.
«Офицер Георга III стал карателем… и всё ради леди Гамильтон», — так нелицеприятно отзывались о Нельсоне современники.
В дни террора в Неаполе погибло более 40 тысяч человек. Очаровательная леди Гамильтон обожала присутствовать на казнях.
За особые заслуги в борьбе против французов (по письменной просьбе Нельсона) Эмма Гамильтон в 1800 году получила от Павла I Мальтийский крест, став первой женщиной, удостоившейся этой награды
Царственная подруга посчитала крест простоватым и украсила его брильянтами. Немедленно был написан и портрет «Мальтийской кавалерши».
Художник Иоганн Генрих Шмидт. 1800 год.
Ирония судьбы или всевышний закон: высоко взлетел, будет больно падать? Эмма и её царственная подруга жаждали крови. В Неаполе в то время резали и вешали по тысяче якобинцев в день, но ничто не длится вечно.
- В 1800 году любовный треугольник: Гамильтоны-Нельсон переместился в Лондон.
- Сэр Уильям Гамильтон умер в 1803 году.
- В 1805 году адмирал Нельсон получил смертельное ранение в Трафальгарской битве.
Теперь, одаренную от природы, красавицу-выскочку ждали тяжелые времена — расплата за всё.
Пенсия, назначенная Эмме сэром Уильямом, была маленькой, всё свое имущество он завещал племяннику, выполняя давнишний договор: ты мне свою содержанку (да, это была Эмма), я тебе свое состояние после кончины.
К 1813 году привыкшая к роскоши леди Гамильтон погрязла в неимоверных долгах. Содержавшуюся в завещании Нельсона просьбу позаботиться о его возлюбленной английское правительство оставило без внимания.
Все почести заслуженно снискала преданная неверному супругу законная жена Нельсона Фанни. Именно её, а не Эмму Гамильтон, уважали и принимали в обществе.
Необычной кровожадной женщины, сумевшей на несколько десятилетий превратиться из куртизанки в леди, не стало в январе 1815 года во французском портовом городке Кале, где она скрывалась от английских кредиторов.
Франция стала её последним убежищем, несмотря на то, сколько французов по вине Эммы покинули сей бренный мир раньше времени.
В современном Неаполе до сих пор сохранился дом четы Гамильтонов палаццо Сесса (Palazzo Sessa). Мы не отыскивали этот дом.
В период Бурбонов он был официальной резиденцией английского посольства при короле Неаполя, а его самым прославленным арендатором слыл сэр Уильям Гамильтон, который жил здесь с 1764 по 1800 год.
В 1799 году дворец был разграблен революционной толпой, пострадало здание и во время обстрела, учиненного Нельсоном, чтобы отбить город у французов.
Позднее, когда Гамильтоны перебралась в Англию, Нельсон заходил в бухту Неаполя, тогда он писал своей Эмме, что ее дом превратился в отель.
Палаццо Сесса, бывший при Гамильтонах свидетелем встреч многих европейских дипломатов, в 1864 году, благодаря барону Ротшильду, превратился в синагогу еврейской общины Неаполя, зато выжил.
В 2012 году часть помещений исторического здания занял филиал Института Гёте, ведь и сам Гёте бывал гостем в этом доме при Гамильтонах.
Всем счастливых дорог!