Мы уже никогда не узнаем, почему сразу после войны, в 1947, Сталин решает установить в Москве памятник Юрию Долгорукому. Более того, он направляет экспедицию в столицу Киевской Руси, чтобы найти его останки и перезахоронить их с почестями в Москве.
Князь Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий правил в Ростово-Суздальском княжестве в первой половине XII века, когда Москва была фактически деревней.
Князю приписывают основание многих городов Северо-Восточной Руси, среди которых Переславль и Звенигород, Дубна и Кострома, Юрьев и Дмитров. Отсюда и прозвище Долгорукий, а по рождению князь был одним из младших сыновей Владимира Мономаха.
Могли ли сии благие деяния быть основанием для Вождя народов, чтобы увековечить память князя в самом сердце Москвы?
В сотне километров от столицы памятников разным князьям немало. О сходстве внешности с оригиналом говорить вряд ли приходится, но это всегда красивый русский витязь.
Бюст Юрия Долгорукого в Горицком Успенском монастыре. Переславль-Залесский.
Бюст Дмитрия Пожарского рядом с Борисоглебским монастырем близ Ростова Великого.
Бюст Александра Невского перед Спасо-Преображенский собором, заложенным во времена правления Юрия Долгорукого. Переславль-Залесский. Фото неизвестного автора.
У одного из таких памятников оказалась весьма любопытная история.
Шел 1912 год. В центре Москвы был установлен конный монумент герою Русско-турецкой войны генералу М.Д. Скобелеву. Его снесли по приказу Ленина в апреле 1918-го, руководствуясь декретом о снятии памятников царям и их слугам.
И вдруг в 1947, когда страна еще не оправилась от войны и пытается строить коммунизм, правительство Советского Союза выделяет немалую по тем временам сумму в 5,5 млн рублей на памятник не Ленину, не Сталину, даже не Жукову, а КНЯЗЮ.
Вождь народов не успел увидеть монумент, но без его разрешения и без стечения обстоятельств одного из символов современной Москвы не существовало бы.
Конкурс на лучший проект был объявлен в сентябре 1946, участвовали многие именитые скульпторы, включая В. Мухину, автора «Рабочего и колхозницы» на ВДНХ, а победил никому неизвестный Сергей Орлов.
За плечами Орлова был только Вологодский художественный техникум. В 1930 он предпринимал попытку поступить в Высший художественно-технический институт, созданный на базе Императорской Академии художеств в Ленинграде. Неудачно.
Молодой скульптор, а Сергею Михайловичу было всего 35, специализировался на малой пластике — птички, собачки, фольклорные персонажи. И вдруг такой сказочный успех?! Дело могло происходить так…
Фрагмент скульптуры на Тверской.
В 1946 в Манеже проходила международная выставка изделий народных ремесел. Одна из работ приглянулась послу США, и глава МИД СССР В.М. Молотов, даже не спросив разрешения автора, тут же подарил статуэтку американскому дипломату.
Художник был возмущен и… отправил жалобу в Кремль. Почему в те времена письма все-таки доходили до Сталина, мне совершенно не ясно. Как бы там ни было, Иосиф Виссарионович принял сторону художника и предложил ему поучаствовать в конкурсе проектов памятника Юрию Долгорукому.
Вместе с С.М. Орловым работали скульпторы А. Антропов, Н. Штамм, архитектор В. Андреев и литейщик Г. Савинский.
Фото из блога СКУЛЬПТПРИВЕТ.
Семь лет продолжалось ваяние, прежде, чем памятник Юрию Долгорукому был торжественно открыт в Москве 6 июня 1954 года.
Постамент, действительно украшают не советские звёзды, а резьба с мифологическими персонажами: петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы — василиск, кентавр, райская птица с головой девы — Сирин, олицетворение бессмертия птица Феникс, грифоны, крылатые существа с туловищем льва и головой орла.
Никита Хрущев намеревался поступить с князем Долгоруким как Ленин с генералом Скобелевым. Не успел, снятие его со всех постов спасло монумент.
Фигура привставшего на стременах князя в полном боевом облачении дышит величием и силой. Все снаряжение исполнено с исторической точностью.
Памятник пережил хрущевскую оттепель и брежневский застой. Никого из них давно нет, а гордый князь заслуженно стал одним из символов столицы. Произошло это при мэре Москвы Юрии Лужкове.
Площадь давно не Советская, а Тверская и, кстати, установлен памятник тоже в не совсем обычном месте. Да, напротив городской мэрии, но в прошлом этот был личный особняк одного из выдающихся московских генерал-губернаторов графа Захара Григорьевича Чернышёва.
Не менее драматична история другого памятника — раскулаченному, беспартийному трижды Герою авиаконструктору Андрею Николаевичу Туполеву. Его историю мы тоже рассказали.
Всем счастливых дорог!