Люди низшей расы, дикари? Это те, что оставили после себя пирамиды и Кодекс Тро-Кортезианус?! Вы помните исторический роман Генри Райдера Хаггарда «Дочь Монтесумы», действие которого разворачивается во времена завоевания Мексики Кортесом?
Где, как не в Мадриде, должен существовать Музей Америки?
Роман, опубликованный в 1893, стал популярен в России ещё до революции и за столетие (с 1912 по 2012) переиздавался на русском языке десятки раз суммарным тиражом более 10 млн. экземпляров.
Мы не станем обсуждать историческую достоверность романа Хаггарда, но Кортес — личность историческая, как и истребление индейцев — исторический факт.
Если в детстве вы зачитывались Хаггардом, знайте, что множество интереснейших артефактов родом из Нового Света вы найдете без необходимости изнурительного перелета через океан, а намного ближе — в Мадриде.
Мы такую возможность упускать не собирались. Да, Мадрид — это не только знаменитый музей Прадо и Пласа-майор.
Музей Америки. Мадрид. Испания.
«Благодаря» испанским завоевателям, галеонами отправлявшими на родину все, что представляло хоть какую-нибудь ценность, здесь есть на что посмотреть.
Есть совершенно жуткие экспонаты — человеческие головы, особым способом превращенные в мумии; с египетскими, забинтованными с ног до головы, — ничего общего: словно пергамент пожелтевшая кожа, крупные зубы, черные длинные волосы — жуть. Этот зал мы решили пропустить.
Армия Кортеса была вооружена аркебузами и мушкетами. Огнестрельное оружие оказывало огромное психологическое воздействие на индейцев: огонь, дым, пули, которые не видны глазу и от них невозможно увернуться.
Как ты будешь противостоять завоевателям, будучи вооруженным стрелами с наконечниками из обсидиана и в лучшем случае топориком из бронзы?
Культура Майя, 600-900 d.c.
Экипировка противоборствующих сторон, как видите, совершенно разная. Роскошные стремена против симпатичных «домашних» тапочек…
Познакомимся с людьми «низшей расы» и музеем поближе.
Главная достопримечательность, которую оставили нам «недочеловеки», — Кодекс Тро-Кортезианус.
Манускрипту повезло, даже не представляю, как он выжил, но сохранился отлично. Более ста страниц великолепного (и совершенно непонятного) текста длинной порядка 6 метров!
В музее Америки в Мадриде выставлен один из четырех или пяти сохранившихся артефактов такого рода, написанный сложными пиктограммами.
Считается, что Кодекс представляет собой график жертвоприношений, но точно не возьмётся сказать никто.
Знаменитый Кодекс Тро-Кортезианус.
Фрагмент Кодекса: хорошо бы, конечно, знать, что означают эти картинки.
Культура Майя, 1250-1500 d.c.
А ведь есть в музее еще и золото. Что там носила дочь Монтесумы?
В коллекции мадридского музея немало золотых украшений и идолов, но все же это капля в море, потому как бравые и цивилизованные покорители Америки не стеснялись переплавлять изделия индейцев в слитки.
Некоторые уникальные экспонаты из золота были подарены Испании правительством Колумбии в недавно минувшем XX веке. С чего такая щедрость? Но главное, что это собрание ювелирных украшений избежало переплавки на очередной католический алтарь.
Коллекция выставлена в отдельном зале и называется «Сокровища Кимбайя».
Золото. Колумбия, 200-1000 d.c.
Золотые украшения. Колумбия, 200-1000 d.c.
Золото Перу, 1100-1500 d.с.
На удивление уцелела и керамика, «широкий ассортимент» идолов всех рангов и наряды вождей — перья, перья…
Керамические идолы преимущественно страшны, но встречаются подозрительно зрелые для той поры работы, изображающие животных.
Картины на религиозные темы, церковная утварь для новых — католических храмов, тоже широко представлены в экспозиции.
Перу, XVII-XVIII век.
Мадридский музей Америки расположен несколько в стороне от туристических троп, а ведь от площади Испании с памятником Сервантесу и его бессмертным героям — всего три с небольшим километра. Гуляючи, мы легко преодолели это расстояние за полчаса.
Музей большой, современно оборудованный. Красивое здание в колониальном стиле было специально построено для этой коллекции. А вот посетителей почти нет — кроме нас, несколько пожилых европейцев и группа школьников. Как же повезло этим школьникам — нам бы так преподавали историю.
Брошюрка-путеводитель гордо сообщит вам, что аналогов или копий некоторых экспонатов нет даже в национальных музеях стран Латинской и Северной Америки.
Всем счастливых дорог!