Не дурак, а провидец — миллионер, чей дом нынче режимный объект

Она купила эту землю на Воздвиженке в 1892. Боковой вид на Кремль? Ну уж, что Бог послал. Купчиха-миллионерша Варвара Алексеевна Морозова возвела себе особняк в классическом стиле, а соседний участок земли решила подарить младшенькому из сыновей к 25-летию.

Двадцать пять — отличный возраст, мальчику пора обзаводиться и собственным домом, и семьёй.

Дом Варвары Алексеевны Морозовой на ул. Воздвиженка, 16, стр. 1. Москва. Россия.

Дом Варвары Алексеевны Морозовой.

Варвара Алексеевна была дамой состоятельной, но только не подумайте, что она ничего из себя не представляла.

Жизненное кредо урождённой Вареньки Хлудовой в 17-летнем возрасте: помогать бедным, не транжирить деньги, никого не осуждать.

Образованная девушка из состоятельной семьи замужем за миллионером, пайщица «Товарищества Тверской мануфактуры», она успешно управляла активами почившего супруга до совершеннолетия троих сыновей.

Варвара Алексеевна Морозова.

Варвара Алексеевна Морозова.

Только её младшенький приумножением семейного состояния не интересовался вовсе, всё что ему было интересно — это путешествия.

В 1894 году на Всемирной выставке, проходившей в Антверпене, 23 летний Арсений Морозов знакомится с архитектором Виктором Мазыриным.

Мазырин не только слыл, но и был большим оригиналом, дружил с Шаляпиным, Васнецовым, Куприным, Серовым, но увлечение эзотерикой ставил превыше всего: архитектор считал себя реинкарнацией строителя египетских пирамид.

Из Антверпена Морозов с Мазыриным вместе отправляются в путешествие по югу Европы.

В Португалии младший из Морозовых находит образец своих грёз и заказывает новому другу миниатюрную копию дворца Пена и виллы Регалейра из португальской Синтры.

Прообраз особняка Арсения Морозова - дворец Пена в Синтре. Португалия.

Прообраз особняка Арсения Морозова — дворец Пена в Синтре. Португалия.

Дом А.А. Морозова на Воздвиженке. Москва.

Задумка единомышленников была воплощена в жизнь в Москве на Воздвиженке всего за четыре года (1895-1899), но уже на этапе строительства над ней насмехались все, кому не лень.

Наверное, обиднее всего было услышать слова, приписываемые его образованной матушке. Даже не верится, что она могла так сказать.

Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!

С тех пор к особняку и «приклеилось» нелицеприятное прозвище «Дом дурака».

Над его любимым домом насмехались все: и Толстой, и позже Гиляровский, и вся родня. Москва не принимала этот дом, а если бы приняла, значит признала бы, что молодая столица на Неве краше и у заграницы есть чему поучиться. Мещанская Москва на это была неспособна.

Дом А.А. Морозова на Воздвиженке. Москва. Россия.

Но Морозов отнюдь не был дураком. Тогда, в начале XX века, он безапелляционно парировал все нападки: еще неизвестно, переживут ли ваши дома века, а мой будет стоять.

Ушёл он рано, в тридцать пять, но в своём предсказании не ошибся: его особняк — уменьшенное подобие загородной резиденции португальских королей в Синтре — сначала заняло английское посольство, потом индийское, далее он стал Домом дружбы с народами зарубежных стран, а ныне ни много ни мало — это Дом приёмов Правительства Российской Федерации.

Прообразы достойные: Дворец Пена и вилла Регалейра внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Попасть внутрь особняка Арсения Морозова не удастся — режимный объект. Фотосъемка снаружи тоже максимально затруднена: забор по периметру, высокие деревья.

Окно в два этажа на левом фасаде богатством своего декора действительно напоминает португальское — из Синтры с виллы Регалейра.

Дом А.А. Морозова на Воздвиженке. Москва. Россия.
Одно из окон виллы Регалейра. Синтра. Португалия.

Одно из окон виллы Регалейра. Синтра. Португалия.

Нет, он точно не был дураком. Если бы таких «дурней» в конце XIX века в Москве было побольше, сегодня столица выглядела бы не хуже величественного Санкт-Петербурга.

Арбат, по которому мы дальше пройдём, — доказательство того, что потуги были, но, увы, не реализовались…

Так и стоит рядом со станцией метро «Арбатская» на улице Воздвиженка один-одинёшенек необыкновенный по красоте особняк с каменной словно кружева резьбой и витыми колонами.

Дом А.А. Морозова на Воздвиженке. Москва. Россия.

Только в начале 2000-х деятели искусства и культуры, наконец-то, оценили красоту дома Арсения Морозова и на фасаде здания повесили скромную мемориальную табличку — архитектор В.А. Мазырин.

Подпишитесь на наши
Telegram
вКонтакте
Одноклассники
чтобы не пропустить анонсы следующих рассказов.

Минуло уже более ста лет, а Португалия так и осталась недосмотренной русскими туристами. О Дворце Пена и битве за наследство португальской короны мы рассказали здесь.

Дальше Арбат…

Всем счастливых дорог!