Однажды, собираясь в Neuschwanstein, я вычитал — это памятник одиночеству, и подумал: «Какой прекрасный заголовок для будущего очерка».
Каждый блогер знает, что хороший заголовок — половина успеха. Оставалось слетать в Баварию, сфотографировать замок, развить и проиллюстрировать эту мысль.
Однако, припарковав арендованный автомобиль в деревне Швангау, у подножия скалы, где высится Нойшванштайн, я немедленно понял, что мое собственное впечатление о самом красивом замке в мире совершенно иное.
Замок Нойшванштайн стоит на утесе среди скал, неприступный и окруженный малопроходимым лесом, и выглядит настолько нереально, словно инопланетная конструкция, возведенная в качестве декорации для съемок фантастического фильма.
Сразу понятно, этот замок строился не для защиты от врагов. Его стены, ворота, проходы и окна совершенно не приспособлены для противостояния осаде или штурму. Войдя через ворота во внутренний двор замка, вы понимаете, что тяжело вооруженным рыцарям здесь просто негде развернуться, а защитникам неоткуда бросать в атакующих камни или лить растопленное масло.
Нападающим же достаточно установить артиллерийскую батарею где-нибудь на пути к мосту королевы Марии, с которого открываются лучшие виды на замки Нойшванштайн и Хоэншвангау, и разбомбить замок в пух и прах за пару часов.
Так почему юный баварский король Людвиг II, неожиданно получивший в 19 лет целое королевство, возвел этот замок на голой скале?
Для получения ответа на сей вопрос стоит посетить замок его отца, Хоэншвангау, расположенный неподалеку на Альпийском озере. Говорят, что именно здесь Пётр Ильич Чайковский вдохновился на создание балета «Лебединое озеро».
Замок Хоэншвангау на Лебедином озере.
Это не Пётр Ильич, но примерно так всё и было полтора столетия назад.
Образ лебедя присутствует здесь повсеместно. Это геральдическая птица древнего рода герцогов Швангау. Максимилиан II Баварский считал себя преемником этого рода. Людвиг и его брат выросли именно здесь.
Замок Хоэншвангау очень уютный и несомненно спроектирован для спокойной семейной жизни, а не помпезных приемов, однако каждая стена в его комнатах (да, это именно комнаты, а не залы) расписана весьма реалистичными батальными сценами — кровь, изуродованные и разорванные трупы лошадей и людей…
Во дворике замка Хоэншвангау.
Очевидно, наследному принцу предназначалось стать храбрым воином, бесстрашным защитником, настоящим королем, но вышло иначе. Одного взгляда на его портрет достаточно, чтобы понять: ему никогда не суждено было стать Ричардом Львиное Сердце.
Людвиг II Баварский.
Людвиг обожал книги, поэзию и музыку, современники даже называли его Сказочным Королем. Все его битвы проходили лишь на оперной сцене и, вероятно, в его воображении.
Позже, во время единственной войны, выпавшей на его долю, когда Бавария с Германией и Австрией вступила в войну с Россией, Людвиг препоручил управление военными делами своим министрам и… отправился в Швейцарию к Вагнеру.
Несчастный юноша был выдран из своего романтического мира и ввергнут в дела военные и мирские, в управление целым королевством. Не думаю, что ему это нравилось, но были и плюсы: власть и деньги, и молодой король ими незамедлительно воспользовался. Людвиг начал воплощать свой сказочный мир в реальность.
Он помнил, как мальчиком во время своих прогулок по окружающим лесам восхищался баварскими пейзажами, стоя на мосту королевы Марии над 80-метровой пропастью с водопадом.
Когда-то на этих скалах высились два средневековых замка, от которых сохранились лишь руины. Именно на их месте новоиспеченный баварский король решил построить свой, не похожий ни на один другой в мире — и он ЭТО СДЕЛАЛ.
В парке замка Хоэншвангау.
Но был ли это памятник одиночеству? Тогда зачем здесь огромная церковь, почти собор? Тогда почему женские залы в Нойшванштайне настолько огромны, что могли бы вместить целый гарем и не один? А как вам певческий зал? А кухня? В конце экскурсии вы её увидите и сразу поймете, что она точно рассчитана не на одного едока. Войдя в замок, вы сразу понимаете насколько он огромен. Громадная игрушка!
Людвиг II построил Нойшванштайн как идеальную декорацию для оперы и не только для произведений его любимого Рихарда Вагнера. Создавая замок в Херенхимзее, он копировал Версаль Людовика XIV, в Нойшванштайне же он дал волю своему воображению.
Обратите внимание на эклектизм интерьеров: Запад, Восток, Азия… вы увидите здесь даже пальму и звезду Соломона.
Одна из дверей в замке Нойшванштайн.
Я сомневаюсь, что король создал бы такой удивительный сказочный замок лишь с одной целью: бродить по нему в одиночестве.
Я бы сказал, что Людвиг строил нечто большее. Он создавал декорацию для своей длинной, счастливой, сказочной жизни среди людей, чтобы делиться с ними своей любовью к сказкам, легендам, благородным рыцарям и прекрасным дамам — для всего, что современным обществом давно утеряно.
Он не успел. Баварцы объявили, его сумасшедшим.
- Первый параграф «медицинского заключения» гласил, что король построил слишком много «никому не нужных» замков, потратив громадные суммы денег из государственной казны.
- Второе: он забросил государственные дела.
- Третье: он подозревается в содомском грехе.
Вы уверены, что человека с такими «симптомами» следует признать сумасшедшим? А вот один доктор с четырьмя студентами смог! И даже обошелся без личного осмотра «пациента».
Затем баварцы убили своего короля, так же как англичане за триста пятьдесят лет до этого, французы — за двести лет, а русские — тридцать лет спустя.
Спору нет, Людвиг II практически обанкротил свое королевство строительством замков и дворцов, но сегодня, спустя всего лишь сотню лет, Бавария (богатейшая из земель Германии) известна в мире благодаря всего трем вещам: пиву, BMW и сказочному замку Нойшванштайн, который тысячи раз появлялся на заставке мультфильмов Уолта Диснея, величайшего американского сказочника.
Всем счастливых дорог!