Что первое приходит на ум, когда говорят о Голландии, — велосипеды, мельницы, тюльпаны? Да будет вам известно, Нидерланды – вторая в мире страна по производству сыров… после Франции.
Хотя мы предпочитаем французские, удержаться от посещения сырного рынка в Алкмаре (Kaasmarkt) не смогли.
Так в самом конце двухнедельного автопутешествия по Бельгии и Нидерландам, когда в тонкости голландской школы живописи вдаваться уже не хотелось, решено было отправиться в городок, отдалённо напоминающий любимый нами Брюгге.
Было это в пятницу, а пятница в Алкмаре — день особенный.
Даже современные здания здесь стилизуют под старину.
С конца марта и до конца сентября каждую пятницу в тихий Алкмар съезжаются толпы туристов.
Традиция проведения еженедельной сырной ярмарки зародилась здесь ещё в XVII веке. Чем не рекорд постоянства? Однако многие традиции, даже столь давние, со временем превращаются в шоу.
Да, за минувшие триста лет не изменились ни система аукциона, ни костюмы носильщиков сыра, ни приспособление для его переноски, напоминающее пару скреплённых вместе коромысел.
На гравюре изображена палата весов — Alkmaar Stadtwaage.
Теми же остались Эдам и Гауда, разве что сами головки сыра стали существенно крупнее, но есть ощущение, что здесь снимается кино с не самым большим бюджетом и вы попали в бесплатную массовку.
Кстати об Эдаме и Гауде, меня всегда удивляло, как при таком в общем-то ординарном вкусе они завоевали такую популярность во всем мире.
Вкус может и ординарный (это на любителя), зато маркетинг блестящий!
Уже в амстердамском аэропорту, едва сойдя с трапа самолёта, вы увидите рекламные плакаты «Обязательно посетите Алкмар! Вы получите море эмоций и впечатлений от сырной ярмарки. Это нужно видеть собственными глазами!»
Приезжать на Весовую площадь рекомендуется пораньше, часам к десяти, ведь в 12.30 ярмарка прекращает свою работу и вы не успеете отведать настоящие голландские блинчики (poffertjes), молодую сельдь, фермерские сыры и много чего ещё.
К 9.00 мы были в городе, ограда по периметру старинной Весовой площади (Waagplein) уже была плотно облеплена людьми. Расположиться удалось в третьем от ограждения ряду, естественно, не наилучшем для фотосъемки.
До открытия оставался целый час, народ прибывал, весеннее солнце припекало голову (не забудьте шляпы!).
Словно солдаты в карауле мы отстояли положенный час, прежде чем раздался звон колоколов, оповещавший об открытии сырного рынка. За это время за нами выстроились еще два ряда желающих что-то разглядеть через головы ранее прибывших — мероприятие пользуется популярностью.
Красивое здание на площади, перед которым двадцать две пятницы подряд можно наблюдать сырные торги, — бывшая католическая часовня, которой в 1582 году протестанты придумали более полезное и практичное предназначение — она стала Палатой мер и весов.
Что же вы все-таки увидите на сырной ярмарке в Алкмаре?
После звона колоколов под развеселые звуки живого оркестра из бывшей церкви появляется ведущая церемонии, градоначальник и почетные гости (в наш приезд на торгах присутствовал посол Швеции).
После приветствий и обмена любезностями на малопонятном большинству присутствующих диалекте к работе приступают команды — представители гильдии носильщиков сыра.
Гильдия грузчиков состоит из четырех групп по семь человек в каждой, каждый исполняет конкретные обязанности.
Все носильщики традиционно работают в белом, на принадлежность к той или иной команде указывает цвет ленты на соломенной шляпе.
Первый сырный рынок в Алкмаре был проведен в 1593 году. Гильдия носильщиков сыра впервые упоминается в документах в 1619 года.
По всей площади длинными рядами разложены одинаковые на вид 2200 головок сыра.
Крепкие парни нагружают по восемь головок сыра на специальные носилки и носильщики бегом устремляются в весовую. Команды соревнуются в скорости: кто больше успеет взвесить сыра до закрытия ярмарки.
После взвешивания сыр возвращается на площадь.
Порой ноша может достигать 100-130 кг.
Думаю, это адский труд. Судите сами: на носилки укладывают восемь головок сыра в среднем по 13,5 кг — это более ста килограмм, с ними вы несётесь сначала в весовую, затем обратно, а головок таких более 2000 и на всё про всё у вас 2,5 часа.
У контролёров качества сыров работа куда проще. Они оценивают внешний вид головок сыра, стучат по ним молоточком, нюхают и, разумеется, пробуют на вкус.
Пока происходит эта беготня, к действу присоединяются девушки-красавицы в национальных костюмах. Через ограждение они активно предлагают всем желающим сувенирные пакеты с сырной нарезкой по 10 евро.
Возможно, это неплохой сувенир и стоит недорого, но у нас на сыры были более внушительные планы.
Действо, происходящее на площади, не показалось мне захватывающим, и пока супруга ожидала хоть какой-то интриги, я отлучился к расположенным по соседству палаткам разведать, а не удастся ли нам позже полакомиться молодой селедкой.
По пути я увидел плавающего по каналу колоритного пожилого мужчину, перевозившего в лодке сыр.
Сначала я подумал, что таким дедовским способом он доставляет свой сыр на взвешивание, но потом увидел припаркованные за углом огромные современные фуры с рекламой Gouda и понял, что дедушка мог именно так доставлять сыр на ярмарку, но только триста лет назад, а сегодня это часть шоу. Кстати, он охотно позирует всем желающим.
Надо было возвращаться, надежды на селедку растаяли. В апреле её сезон, к сожалению, еще не начался.
Прилавки торговцев не отличались ни малейшим разнообразием, все продают одно и тоже. Как настоящий добытчик я решил принести Ирине на пробу кусочек сыра с трюфелем, и был удивлён вопросом: «А где здесь трюфель?»
Ни по запаху, ни по вкусу в редких черных вкраплениях в данном образце трюфель ею опознан не был.
Лучший в своей жизни сыр с трюфелем мы пробовали во французском Каркассоне, его вкус так и остался незабываемым.
Если у вас есть планы на сыр в Алкмаре, отойдите от Весовой площади буквально на двести-триста метров — в любом специализированном сырном магазине вас ждёт настоящее изобилие для гурманов, а не «набор туриста», предлагаемый на ярмарке.
И это не только местные сорта, на прилавках вы увидите и французские, и итальянские сыры.
Подпишитесь на наш Telegram или вКонтакте, чтобы не пропустить анонсы следующих рассказов.
Кстати, сами голландцы отдают предпочтение не Эдаму и Гауде, а Old Dutch Master, Маасдаму, Бемстеру и Вермееру, напоминающему итальянский Parmigiano Reggiano.
Себе мы выбрали замечательный Маасдам с самыми огромными дырками, тридцатишестимесячный Old Amsterdam c хрустящими крупинками как в старом Grana Padano и совершенно замечательный козий сыр с семенами горчицы.
В общей сложности мы выдержали «захватывающие» сырные торги минут тридцать, сделав несколько не самых выдающихся снимков и уступив место жаждущим лицезреть шоу из задних рядов.
Немного побродив по городу, отдохнув в кафе, сошлись во мнении, что Алкмар — милый фотогеничный городок и пожить здесь недельку, не захватывая пятницу, было бы славно.
Нидерланды же готовы предложить не только сыры, велосипеды и мельницы. В стране множество замков, счет которых идет на сотни, и, конечно вы не могли не слышать захватывающую историю о «тюльпановой лихорадке».
Всем счастливых дорог!