Слуга царю, отец солдатам… ни единой царапины в баталиях, а жизнь оборвал удар в спину на Сенатской

Скоростной Сапсан мчится в Санкт-Петербург, начинаю смотреть историко-фантастический фильм.

«Ваша участь будет ужасной».
Рылеев: «Мы не собираемся проливать кровь.»
«А будущего, молодой человек, не дано знать никому.»

Будущее декабристов и вправду оказалось ужасным: в XX веке они ещё считались героями-идеалистами, в XXI — уже изменившими присяге. И кровь на Сенатской площади все-таки пролилась, кровь человека более чем достойного — Михаила Андреевича Милорадовича.

Помните: «Призрак бродит по Европе»? Неважно, что первую фразу своего «Манифеста» Маркс и Энгельс написали, спустя двадцать лет после описываемых событий, похоже, именно этот призрак увязался за нашей армией, возвращавшейся из Парижа домой после победы над Наполеоном.

В декабре 1825 на Сенатской по обе стороны баррикад стояли люди молодые, одаренные, титулованные, вдруг оказавшиеся непримиримыми противниками.

На это противостояние, презрительно поджав губы, взирал сам Петр Великий, его конь взвился на дыбы, царь укоризненно молчал.

Медный всадник и Исаакиевский Собор, Санкт-Петербург. Россия. Фотообои.

Медный всадник и Исаакиевский Собор, Санкт-Петербург. Фотообои.

В тот день многое пошло не по плану… череда случайностей превращалась в историю, а на наших с вами глазах эта история теперь заметно переписывается. Почему так происходит?

А как могла ваша школьная учительница объяснить, почему герой-революционер убивает Героя Отечественной войны 1812 года?

В Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. произошло восстание, организованное группой дворян с целью превращения России в конституционное государство и отмены крепостного права. Убить царя предназначалось участнику Северного тайного общества Петру Каховскому.

Новоиспеченный император Николай I стягивал к площади верные короне полки, но переходить к карательным действиям не спешил.

Портрет императора Николая I. Бернар Ромэн Жюльен по картине Ф. Крюгера.

Портрет императора Николая I. Бернар Ромэн Жюльен по картине Ф. Крюгера.

Попытку избежать кровопролития предпринял генерал-губернатор Петербурга Михаил Милорадович.

Он был лично знаком и даже дружен с некоторыми из мятежников, его уважали солдаты, он был известным храбрецом и баловнем судьбы. Сколько раз под ним убивали лошадей, а он лишь поправлял награды и тут же, оседлав свежего скакуна, нёсся в бой.

М.А. Милорадович — потомок сербского рода. Еще прадед Милорадовича присягнул Петру Великому. Все четверо поколений честно служили новому Отечеству. Род прервался.

Прекрасно образованный, в 27 лет уже генерал, в армии к нему относились как к Мюрату — красив и бесстрашен.

Он принимал участие в европейской кампании под началом Суворова, особо отличился в сражении при Сен-Готарде. Когда солдаты остановились в нерешительности перед обледенелым спуском, где внизу их поджидали французы, Милорадович крикнул: «Ну, посмотрите-ка, как возьмут в плен вашего генерала!» — и с этими словами покатился со спуска. Солдаты последовали за ним, французы были выбиты с их позиций.

Он стремился походить на Суворова, в знаменитом переходе через Альпы, он мог скупить целый рынок продуктов, чтобы накормить своих, а когда не было денег, сам голодал вместе с вверенными войсками.

Такой человек мог уговорить солдат покинуть Сенатскую.

Пять десятков сражений и ни царапины, пуля его не брала, но не в тот день.

Его попытку образумить войска оборвал выстрел отставного поручика Петра Каховского. До этого удар штыком генералу нанёс Евгений Оболенский. Какое из ранений оказалось смертельным?

Михаил Милорадович. Слуга царю, отец солдатам... ни единой царапины в баталиях, а жизнь оборвал удар в спину на Сенатской

В пятом часу пополудни Николай I отдал приказ открыть артиллерийский огонь, батареи стреляли почти в упор. К вечеру все было кончено, столица затаилась и опустела. Последовали аресты…

Картина австрийского художника Франца Копаллика.

Картина австрийского художника Франца Копаллика.

Милорадович проживет еще почти сутки, успев составить необычное по тем временам завещание и с нижайшей просьбой отправить его Императору.

А вот дальше… дальше происходило то, что в школе нам тоже не рассказывали.

Пятеро зачинщиков сразу были приговорены к смертной казни — к четвертованию: Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Кондратий Рылеев и Пётр Каховский, но император милостиво заменит его на повешение.

Приговор был приведен в исполнение спустя полгода ранним утром 25 июля 1826 года на валу кронверка Петропавловской крепости.
Их город, их столица навсегда осталась по ту сторону Невы.

Взойдя на эшафот, четверо сердечно прощались, но никто не подал руки Каховскому, подло выстрелившему в спину Милорадовича. Он стал изгоем среди своих.

На Неве. Санкт-Петербург. Россия.

Михаил Милорадович вошел в историю. Его портрет в зале Славы Героев 1812 года в Государственном музее Эрмитаж занимает почетное место и расположен рядом с императорским.

Михаил Милорадович. Слуга царю, отец солдатам... ни единой царапины в баталиях, а жизнь оборвал удар в спину на Сенатской
Портрет Александра I в зале героев 1812 года в Эрмитаже. Санкт-Петербург. Россия.

Ещё помните о завещании Милорадовича? «Жестокий» император Николай I выполнил последнюю волю бесконечно преданного присяге офицера.

По просьбе графа на волю были отпущены все его крепостные.

Не слышала, чтобы хоть один из декабристов, отправляясь «на дело» и понимая, что может не вернуться, поступил подобным образом.

Декабристы.

Не так давно в Санкт-Петербурге в сквере у Московских ворот появился первый в России памятник выдающемуся служаке, кавалеру ордена Андрея Первозванного и прочая и прочая… графу Михаилу Андреевичу Милорадовичу.

Михаил Милорадович.

«Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»

В Эрмитаж и Галерею Героев 1812 года мы еще обязательно вернёмся позже.

Подпишитесь на наш Телеграм и первым получайте анонсы публикаций.

Всем счастливых дорог!

Добавить комментарий