Мой мозг наотрез отказывается признавать эти две картины уникальными. Не будем в очередной раз рекламировать «змеиную улыбку» некой итальянской госпожи, сегодня о другом произведении и сразу в Рен-ле-Шато.
Как вам наверняка известно, Арманов дю Плесси Ришельё было двое: известный министр на службе у Его Величества Людовика XIII и последний представитель рода дю Плесси, 5-й герцог де Ришельё, прапраправнучатый племянник великого кардинала — и на минуточку — первый градоначальник Одессы.
Сегодня именно о Великом первом. Знакомьтесь, Арман Жан дю Плесси Ришельё.
Портрет работы Ф. де Шампеня. Ок. 1640.
Вся эта захватывающая история началась именно с него. Что представлял из себя всемогущий и амбициозный кардинал? Ответ очень прост и сформулировал его сам Ришельё.
«Когда Ваше Величество соблаговолили призвать меня в Ваш Совет, могу удостоверить, что гугеноты разделяли с Вами власть в государстве, дворяне вели себя так, словно не были Вашими подданными, а губернаторы чувствовали себя суверенами своих земель…, собственная корысть предпочиталась общей пользе».
Увы, королевская чета долгое время не могла подарить Франции наследника, пока не подарила Короля-Солнце.
Ришельё же удалось раскрыть заговор против короля в пользу его младшего брата Гастона Орлеанского. Планировалось и устранение кардинала. Именно тогда появилась его личная гвардия.
Главный итог государственной деятельности Ришельё состоит в утверждении абсолютизма во Франции.
И вот такой непростой и уж точно неглупый человек заказывает Никола Пуссену картину «Аркадские пастухи».
Художник был далёк от стремительности и работал долго, заказчик так и не увидел свое полотно готовым.
«Аркадские пастухи» Никола Пуссена (1594-1665 гг.), Лувр.
Небольшая по размерам картина сама по себе вряд ли привлечёт ваше внимание в огромном Лувре. Но ведь вы намеренно отыщите её там как впрочем и Мону Лизу?
Могло ли так случиться, что кардинал и художник, гипотетически принадлежа к некому тайному сообществу, действительно зашифровали в ней некое послание?
Почему после смерти обоих полотно приобретает Король-Солнце и предпочитает любоваться им в своих личных покоях? «Любоваться» к данному полотну я бы применила с большой натяжкой — ничего сверхвыдающегося. Но…
Загадка картины, заказанной великим кардиналом Пуссену, выросла в поиск Святого Грааля. В 1685 её приобрел Лувр и разгадывать головоломку «Et in Arcadia Ego» (в переводе «И я был в Аркадии») может теперь любой желающий.
Сюжет: пастухи нашли некое старое надгробие и пытаются прочесть некую фразу (грамотные однако). Известно даже место действия – некая Аркадия, но кто же этот «Я»?
Кстати, господин Пуссен с разницей в двадцать лет написал второе полотно, на котором исчез череп.
Аркадия действительно существует в горах Греции. Впрочем, не все воспринимают это место символом гармонии человека и природы. Овидий и Вергилий во мнениях разошлись…
Но история этой картины имела продолжение. В графстве Стаффордшир на территории поместья, которым когда-то владел эрл Личфилд, однажды был обнаружен барельеф, а на нём копия второго варианта картины Пуссена «Аркадские пастухи», но в зеркальном отражении и с классической надписью «ET IN ARCADIA EGO».
Ниже высечен дополнительный набор букв O•U•O•S•V•A•V•V.
Мраморный барельеф в поместье лорда Личфилда датируется 1761-1767.
К дешифровке были привлечены Оливер и Шейла Лоун, немолодые уже, но именно они во время Второй мировой занимались разгадкой нацистских кодов. Попытка оказалась безуспешной.
В наши планы пересекать Ла Манш не входило, мы избрали еще более длинный путь к несметным сокровищам и Граалю: отправились на юг Франции по стопам Соньера в Рен-ле-Шато.
Неужели простому приходскому священнику хватило ума разгадать ребус Ришелье и Пуссена? Тогда ему не откажешь и в чувстве юмора, ведь такой церкви, скорее всего, вы не видели никогда.
Церковь Марии Магдалины в Рен-ле-Шато, построенная в 1059 году на древнем вестготском основании, по завершении реконструкции под руководством Соньера приобрела довольно странный вид.
На ее портале появилась загадочная надпись: «Место сие ужасно». Вход с тех пор охраняет статуя Асмодея, князя демонов и хранителя секретов. Прочие идолы внутри саркастически хохочут над посетителями…
Деревенька в Лангедокской глуши невелика и я бы сказала не особо гостеприимна. Спиной вы чувствуете, как буравят вас взглядом сквозь задернутые занавески.
Пообедать в ней не удалось, мы же во Франции )) Открытой оказалась лишь крошечная лавка с букинистическим уклоном, ну, хоть воды и магнитик купим.
Вокруг старые вещи, старые фото, какие то чертежи, планы местности…
— Рекомендую вам приобрести вот эту карту.
— Неужели до сих пор копают?
— Всю округу уж перекопали, поток кладоискателей не иссякает.
— Будьте добры, пару бутылочек воды и вот этот магнитик. Боюсь, на поиски Грааля у нас просто нет времени.
Всем счастливых дорог!