Миллионная уже не та? Во всяком случае неизгладимого впечатления она не производит. Похоже, миллионеры здесь больше не живут.
Небольшая улица со столь притягательным названием проходит параллельно Неве от набережной Лебяжьей канавки до Дворцовой площади. Как она только не называлась прежде, а первоначально в 1715 году как раз Большой.
Парадокса в этом нет. При Петре I, когда город на Неве только зарождался и основной застройкой были лачуги строителей да казармы солдат, здесь начали возводить трёхэтажные каменные особняки для приближенных царя.
Аристократичная Миллионная начала XX в. Совсем скоро здесь будут большевистские коммуналки.
На старой открытке запечатлён мираж. Великие князья, посольства, брусчатка… всё в далёком в прошлом. Заводы рабочим, землю крестьянам! Казалась бы такие мирные профессии.
Он устроился во дворец столяром и мало-помалу перенес туда три пуда динамита. В результате взрыва 5 февраля 1880 года в Зимнем погибли 11 героев недавно закончившейся русско-турецкой войны, за своё отличие зачисленных на службу в императорский дворец, а 56 солдат лейб-гвардии Финляндского полка были ранены. Александр II уцелел. Халтурину, столяру, удалось скрыться.
Кара настигнет его в 1882 в Одессе после удавшегося покушения на прокурора В. С. Стрельникова: через четыре дня он закончит свои дни на виселице. После прихода к власти большевики переименуют Миллионную в Халтурина.
До 1991 самая аристократичная улица Санкт-Петербурга носила имя народовольца и террориста.
Какие хозяева, таков и дом? С Миллионной исчезла историческая брусчатка, обветшали фасады, но всё равно пройдемся, каждый из этих домов готов поведать свою историю. Прогулка не займет много времени.
Дом №4
Одно из самых старых зданий на Миллионной улице и сегодня выглядит превосходно.
Здание Главной аптеки, Миллионная улица, 4.
Год «рождения» 1732. Фасад здания оформлен узнаваемым треугольным фронтоном и четырьмя коринфскими полуколоннами. Архитекторами были итальянцы.
Дом №7
История этого строения на Миллионной как нельзя лучше отражает её название, к тому же здание содержится в безупречном состоянии.
Дворец Д. К. Кантемира, позже особняк И. Ф. Громова на углу Миллионной и Мраморного переулка.
Автором проекта был Растрелли, дворец возвели для светлейшего князя и молдавского господаря Д.К. Кантемира. Изначально он представлял собой два отдельных строения: фасад одного выходил на набережную Невы, другого на Миллионную улицу.
В 1875 году по заказу лесопромышленника купца первой гильдии Ильи Федуловича Громова дома были объединены во внушительных размеров особняк.
Скульптурная композиция символизирует плодородие, искусство и мореплавание.
Дом №9
Иное дело бывший особняк князя И.Ю. Трубецкого, тоже один из самых старых на Миллионной. Архитектором, по видимому, был не итальянец…
Особняк сподвижника Петра I впечатляет сегодня разве что высотой — он на целый этаж выше большинства соседей по улице. В те времена (первая треть XVIII века) и четыре этажа… представляете статус владельца? Ныне это жилой и внешне отнюдь не рафинированный многоквартирный дом неопределённого цвета.
Дом №19
Строение №19 по Миллионной улице не до блеска, но основательно ухожено — это бывший Шталмейстерский корпус Ново-Михайловского дворца. В середине XVIII века здесь располагался особняк князя Черкесского, спустя сто лет его перестроили для младшего сына Николая I Михаила.
Парадный фасад, как водится, обращён на Дворцовую набережную, а со стороны Миллионной проживал шталмейстер (начальник конюшен) и прочие приближенные князя. Вот откуда на подъезде лошади — ещё с тех времён.
Счастливым дом не назовёшь. Великий князь Михаил Николаевич почил в 1909 году, дом достался его старшему сыну Николаю. Новый владелец слыл в семействе Романовых «белой вороной». Казалось бы занимал мирные должности председателя Русского географического и исторического обществ, но не гнушался политики.
Слухи есть слухи, да «дыма без огня…» поговаривают, что тёзка царя подстрекал заговорщиков, устранивших Распутина.
Немного времени пройдет и в января 1919 уже Великого князя Николая Михайловича с братом Георгием, дядей и племянником поведут на расстрел где-то возле Трубецкого бастиона Петропавловки.
И царизма больше нет, и большевизма, а на доме чудом сохранилась решетка с вензелем Великой княгини Ольги Федоровны, супруги М. Н. Романова.
После революции дом был отдан под квартиры военнослужащим молодой страны Советов.
- В 1928-1931 годах в нём проживал командующий Ленинградским военным округом маршал М.Н. Тухачевский.
- В 1932-1933 годах — И.Т. Клеймёнов и Б.С. Петропавловский, участвовавшие в разработке легендарной «Катюши».
Все были расстреляны как враги народа «за верную службу новой власти».
Дом №21
Дом П.И. Мошкова на Миллионной улице совсем уж прост и невзрачен. Он был построен одним из первых, в 1720–1730-х годах, для управляющего двором Петра I.
Похоже, г-ну Мошкову можно было доверять, да, его дом расположен на Миллионной (рядом с местом службы), но в излишних тратах — то бишь в казнокрадстве — хозяина не упрекнешь.
На этой улице что ни дом, то история и одна из самых интересных, про дом №26, ещё впереди.
Дом №22
Еще один дом настоящего миллионера — импозантное, яркое строение. Каменный особняк возвели в 1735 для графа Федора Апраксина, старшего сына А. Ф. Апраксина, сподвижника Петра I. С годами он не раз менял владельцев и облик.
Последний владелец дома — крупнейший российский промышленник князь Семён Семёнович Абамелек-Лазарев.
Он родился в семье представителя аристократического армянского рода С.Д. Абамелека, девичья фамилия его матери Лазарева. После смерти деда по материнской линии, последнего представителя рода миллионеров Лазаревых, Высочайшим указом фамилия Лазаревых была присоединена к фамилии князей Абамелек.
Супругой князя стала Мария Павловна Демидова, так слились несколько многомиллионных состояний царской России.
Дом №26
Дом №26 по Миллионной улице лаконичен — это жилище выдающегося хирурга своего времени лейб-медика Николая Федоровича Арендта.
Он окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию в 1805. Лекарем прошел Русско-шведскую войну и к началу Отечественной войны 1812 года уже был высококлассным хирургом.
В полевых условиях он оперировал во всех главных сражениях этой войны, дошел до Парижа, лично выполнив свыше 800 операций.
В 1812 году впервые в истории отечественной медицины Н. Ф. Арендту была присвоена учёная степень доктора медицины и хирургии без защиты диссертации.
Получив отставку, он занял должность главного доктора заведений Санкт-петербургского приказа общественного призрения, в 1828 приобрёл дом на Миллионной, занимался врачебной практикой.
В январе 1829 года к нему обратились в связи с болезнью императора Николая Павловича.
После быстрого выздоровления венценосного пациента Арендт был назначен лейб-медиком Николая I, а вскоре получил чин действительного статского советника.
Он лечил Лермонтова и Сперанского, пытался спасти после дуэли Пушкина, с которым был дружен. Врачебного чуда не произошло, но может быть, он совершил иное чудо, доставив угасающему другу записку царя, в которой Николай I прощал поэта и просил не беспокоиться о жене и детях.
Я не рассказала о самом эффектном здание на Миллионной, украшенном гигантскими атлантами? О Новом Эрмитаже в одном абзаце? Шутите?
Умолчала я и ещё об одном известном здании на Миллионной? Так и есть, великолепный Мраморный дворец находится в самом начале знаменитой улицы, о нём здесь: Мраморный дворец, орловский алмаз, но главное — долг платежом красен
Всем счастливых дорог!