Десять замков на один квадратный километр — впечатляет? И это не преувеличение. Территория Бельгии сопоставима по размеру с Владимирской или Калужской областями России — около 30 000 км². На Владимирской земле есть один замок, а в Бельгии их более трёх тысяч.
Даже соседка Франция не может тягаться с Бельгией за первенство. Возможно, могла бы поспорить долина Луары, но это не государство.
Королевство Бельгия занимает первое место в мире по количеству замков на квадратный километр. В стране более 3000 средневековых замков, 400 из которых открыты для посещения.
Все они разные, принадлежащие разным эпохам, некоторые представляют собой законсервированные руины, другие — обитаемые шато. Каждый в отдельности — маленькая история, а все вместе — отражение тысячелетней истории королевства белгов.
Замок д’Авре, XI-XIII в., законсервированные руины.
Мы же отправимся в замок-музей Гаасбек (Kasteel van Gaasbeek), история которого началась в далёком 1240. Дважды за свою длинную жизнь он был серьёзно повреждён, но ему несказанно повезло с последней хозяйкой маркизой Арконати Висконти.
Вокруг замка разбит чудесный ландшафтный парк.
Однако обо всём по порядку.
За минувшие 800 лет замок неоднократно достраивался и перестраивался. Разумеется, это читается по неоднородной кладке его благородных стен.
Пора войти внутрь. Среди бельгийских замков Гаасбек один из самых эффектных не только снаружи, но и внутри: внешне статный и величественный, внутри красивый и изящный.
И это неудивительно, ведь внутреннее убранство и двор замка — творение семейства Висконти — итальянцы… чувство стиля и красоты у них в крови.
На самом деле в этом есть некоторое преувеличение. Выдержим паузу, сохранив интригу «на потом».
Главные ворота замка Гаасбек. Бельгия.
В замке выставлены тысячи ценных артефактов, среди которых мебель, гобелены, скульптуры, картины, золотые и серебряные изделия, а посему не стоит удивляться, что служитель будет следовать за вами по пятам.
Мы были единственными посетителями замка, чему всегда рады, но на сей раз это лишь смущало, никогда и нигде за нами так не «присматривали».
— Нам сказали, что здесь можно фотографировать.
— Да, — и смотритель сделал полшага назад.
Замок принадлежал разным дворянским родам, но самым известным его владельцем был рыцарь ордена Золотого руна граф Эгмонт Ламораль.
В конце XVIII века Гаасбек перешел в собственность богатой аристократической семьи Арконати Висконти из Милана.
Вот они, старинные владельцы этой «пещеры Алладина».
Картина в одном из залов «Le Roi De Thule». P. Van Der Ouderaa.
Внутреннее пространство поражает ухоженностью, утончённостью и дороговизной, это заметно в каждой детали интерьера, здесь нет случайных вещей.
«Красная» маркиза, как иногда называли последнюю хозяйку замка Марию-Луизу Висконти, несомненно обладала чувством вкуса, хотя урождённой итальянкой не была.
Мария-Луиза-Жанна родилась в Париже в семье журналиста и политика Альфонса Жана Пейра. Отец воспитал ее убежденной республиканкой.
Увлеченная историей и философией, литературой и политикой, восприимчивая к прогрессивным идеям, она регулярно посещала Национальное собрание, где заседал ее отец.
Такую девушку и повстречал Джанмартино Арконати Висконти, сын итальянского политика Джузеппе Арконати Висконти, поддержавшего идеи Рисорджименто и вынужденно покинувшего свою страну.
Отпрыск аристократического рода, интеллектуал и художник Джанмартино Висконти участвовал в итальянских кампаниях за объединение Италии под знамёнами короля Виктора Эммануила II.
Она антиклерикальный республиканец, он роялист католик, пара решила пожениться. Родственники жениха возражали, но Джанмартино был непреклонен.
В 1873 году состоялась свадьба, и Мария-Луиза Пейра стала маркизой Арконати Висконти.
Фонтан во дворе замка.
После свадьбы пара ненадолго остановилась в тихом прекрасном Гаасбеке, а затем отправилась в Италию, молодой маркиз жаждал служить своей объединённой родине и королю.
Виктор Эммануил II из Савойской династии с 1861 года первый король единой Италии. Многие историки именно ему приписывают выдающиеся заслуги в объединении страны.
В феврале 1876 в возрасте 37 лет маркиза Висконти не стало. После смерти мужа Мари-Луиза унаследовала огромное состояние, включая поместья в Ломбардии, дворцы в Риме и Флоренция, особняк на улице Барбе Де Жуи в Париже и замок Гаасбек недалеко от Брюсселя.
Она поселилась в родном Париже, но осень проводила в Гаасбеке.
«Красная» маркиза не растратила внезапно полученное состояние, а занялась благотворительностью, поддерживая публичные библиотеки, музеи и высшие учебные заведения.
Десять лет (1887-1897) посвятила она покупке произведений искусства, перестройке и обустройству замка, где когда-то прошёл её короткий медовый месяц. Это она сделала бельгийский замок таким, каким мы видим его сегодня.
Маркиза Висконти, 1872 год.
Мария-Луиза Арконати Висконти пережила супруга на 47 лет и умерла в Париже 3 мая 1923. За два года до этого она завещала свой замок Гаасбек Бельгийскому королевству, а остальную часть своего состояния — Парижскому университету.
Всем счастливых дорог!