Милостивый государь, не соблаговолите ли принять капитуляцию и ключи от города? Куда же вы?! Вы тоже не возьмёте? Ситуация была нетривиальной, и мэр Иерусалима пребывал в глубоких раздумьях…
Первая мировая длилась уже два года, в конфликт были вовлечены 38 стран. Увы, совместные успехи франко-британской коалиции на Западном фронте приходилось искать разве что под лупой.
«Если мы не можем разбить германцев в Западной Европе, следует добыть победу над османами на Востоке», — рассуждал премьер‑министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж.
В июне 1917 года на ближневосточный театр военных действий прибыл новый командующий британскими войсками, амбициозный и энергичный генерал Эдмунд Генри Алленби.
Его задача была «проста»: к Рождеству любыми средствами взять Иерусалим!
В начале ноября британцы вторглись в Палестину, а к декабрю уже стояли под стенами Иерусалима.
Теперь они видели город, которым когда-то владел их великий соотечественник Ричард Львиное Сердце в бинокль, но на лёгкую прогулку никто не рассчитывал.
Высота стен Иерусалима местами до 15 метров и в толщину до пяти.
Пятисотлетнее владычество османов над Иерусалимом подходило к концу, неясным оставалось лишь то, ценой каких разрушений и жертв в город войдут очередные завоеватели.
Иерусалим — священный город трех религий, существующий более 6000 лет, упоминается в Торе, Библии и Коране. Священная для иудеев Стена Плача соседствует здесь с Храмом Гроба Господня, и над всеми ними парит золотой купол Храма Скалы.
Верховный главнокомандующий турецкими войсками, прославленный в боях на Западном фронте немец Эрих фон Фалькенхайн, решил за город с англичанами не биться.
Его автомобиль растаял в клубах придорожной пыли. Не дожидаясь кровопролития, в страшной спешке из города стала выбираться и его (османская) армия.
Только победителей о том, что они уже победители, в известность никто не поставил.
Англичане со штурмом не спешили: идти в рукопашную в лабиринтах запутанных узких переулков? Те, кто бывал в Иерусалиме, знают, что найти, скажем, Храм Гроба Господня даже с картой затруднительно.
Переулки Иерусалима.
Обороняться здесь гораздо легче, чем нападать…
Мэр Иерусалима раздумывал о том же: если начнётся штурм, резни не избежать, а если англичане применят артиллерию? В городе Давида будут утеряны множество артефактов.
Он был мудрым правителем, принадлежавшим к клану, ведшему свой род от внука самого пророка Мухаммеда.
Это при его правлении в городе стали мостить улицы и начали прокладку канализации. Он был терпим к иноверцам…
Иудейский царь Давид.
У Храма Гроба Господня.
Почему англичане медлят? А может они не знают, что город практически пуст? Мэр решил их опередить. Еще ночью он разыскал фотографа Ларса Ларссона, чтобы задокументировать факт мирной капитуляции… опять умнО.
Ранним утром 9 декабря 1917 года османский мэр Иерусалима Хусейн аль Хусейни вместе с горсткой городских чиновников и знатных горожан под белым флагом вышли из Яффских ворот.
Завоеватели не спешили появляться, и делегация под белым флагом с текстом о капитуляции и ключами от Священного Города отважно отправилась на поиски победителей.
Первыми британцами, которые им повстречались около пяти утра, стали двое рядовых 20-го Лондонского батальона, которых отправили искать источник воды и яйца для офицерского завтрака.
Представительная делегация решила вручить ключи им, но было не совсем ясно, понимают ли те, что происходит, или просто опешили от неожиданности.
Далее историки «в показаниях» путаются: ни слова не поняв и не сказав, а подумав, ступай себе с миром старче, рядовые ретировались. Второй вариант — рядовой Чёрч прокричал: «Мне нужен не Иерусалим, мне нужны яйца для офицеров!»
Через некоторое время делегации повстречались двое сержантов, отправленных на разведку. Толпа под белым флагом с воодушевлением кинулась к ним.
Двое крайне удивлённых британцев оказались в окружении восточных людей, жаждавших вручить им ключи от Иерусалима! Кто возьмёт на себя такой риск?!
Пообещав оповестить командование, они тоже ретировались. Но с ними хотя бы был сделан исторический снимок очередной попытки мирно сдать город.
Следующими начинавшему отчаиваться мэру попались майоры-артиллеристы Бек и Берри, которые то ли решили прогуляться и посмотреть на стены города поближе, то ли оценивали его укрепления.
К разочарованию мэра и его свиты они тоже вежливо отказались принять ключи.
Пора было возвращаться… Можно лишь догадываться, о чём между собой переговаривалась делегация, бредя обратно.
Благо у ворот пред ними предстал командир 303-й артиллерийской бригады подполковник Бейли, которому процессия радостно и вручила ключи от Иерусалима и текст капитуляции.
Но… сюда уже мчался бригадный генерал Уотсон, которого сослуживцы за глаза называли «тем ещё перцем, который хотел первым попасть в историю». Правда перед отъездом он опрометчиво телефонировал командиру дивизии генералу Ши о готовности города к сдаче.
Уотсон прискакал к воротам, подполковник Бейли вернул ключи мэру, и тот… снова сдался Уотсону! Эти двое стали первыми англичанами, вошедшими в Старый город. Они даже успели сделать несколько снимков на память, когда появился их непосредственный начальник генерал Ши и потребовал повторить сдачу лично ему.
Ключи в очередной раз вернули мэру, который был вынужден сдаться сегодня уже в шестой раз.
В тот день — 9 декабря 1917 — Иерусалим удалось спасти от резни, и всё же это был ещё не конец истории, и уж точно не конец комедии. Трагикомедии — будет вернее.
Главнокомандующий Эдмунд Алленби, человек крайне амбициозный, был не слишком доволен своими подчиненными. Это он должен был пышно въехать в Иерусалим в стиле римского полководца-триумфатора, поэтому церемонию вручения ключей потребовал повторить.
Спустя двое суток — 11 декабря — это выглядело уже фарсом, но генерал желал триумфа. Он разыграл таки «свою карту» и вошёл в историю: до стен Старого города Алленби доехал на коне, после чего демонстративно слез с него и вошёл в город пешком, как бы в знак уважения.
Очередная капитуляция города у стен цитадели Давида прошла уже без мэра. После простуды, полученной им в тот курьёзный день 9 декабря, он слег с пневмонией, и несколько недель спустя одного из лучших градоначальников Иерусалима Хусейна аль Хусейни прибрал к себе Аллах.
Так у стен Цитадели Давида в Иерусалиме начался тридцатилетний период британского господства.
Всем счастливых дорог!