Наводнения были бичом для детища Петра Великого. Крещение молодой столицы невской водицей произошло уже через три месяца после основания города — в августе 1703.

Вид на Финский залив с Васильевского острова. Арт квартал БРУСНИЦЫН. Санкт-Петербург.
Мы находимся в новомодном арт пространстве БРУСНИЦЫН на Кожевенной линии Васильевского острова. Синяя вода, синее небо, шезлонги с видом — красиво! Силу ветра и температуру воздуха, которую показывает столбик термометра в конце сентября, вежливо опускаем ))

Арт квартал БРУСНИЦЫН. Санкт-Петербург.
Бывшая кожевенная мануфактура удачливых купцов Брусницыных располагается аккурат напротив их знаменитого особняка, которому, по всей видимости, повезёт дождаться реставрации и спасения. Да, Брусницыны жили напротив и ходили на своё предприятие по сему мосту. Не знаю почему, но у меня сразу родилась стойкая ассоциация с Понте-Веккьо во Флоренции.

Мост над Кожевенной линией, соединяющий особняк Брусницыных с их бывшей мануфактурой.
Аутентично и симпатично, если не брать во внимание вот эту отметину.

Уровень поднявшейся воды 23 сентября 1924 года. Особняк Брусницыных. Санкт-Петербург.
Представляете, стоите вы любуетесь заливом или заняли козырное место с видом в шезлонге, а вода начала стремительно прибывать, она уже дошла до пят, нет уже до икр, и куда бежать?!!
После ужасного наводнения 1777 Екатерина II приказала ускорить сооружение гранитных набережных с высокими парапетами, ввела передовую систему оповещения о подъеме воды с помощью пушечных выстрелов, просуществовавшую до XX века.
Тогда же она повелела на случай наводнения всем держать лодки, но прошло пятьдесят лет и, естественно, мало кто удосужился этот указ выполнить. В очередной раз Нева восстала в 1824 — это было сильнейшее наводнение в истории города.

Неизвестный автор.
Государь наблюдал за разбушевавшейся стихией из окон Зимнего дворца. Вода давно унесла понтонные мосты… чего только не нёс тот страшный бурный поток. В поле зрения попала полузатопленная барка, а на ней люди, взывающие о помощи скорее уже не к собратьям, а к небесам.
Царь вызвал дежурного генерала и распорядился отправить свой личный катер на помощь тонувшим. Офицер не медлил. Спустившись к команде Гвардейского экипажа и передав приказ Государя, в глазах молоденького мичмана (ему было 19 лет) он увидел недоумение, замешательство и страх — это же всё одно, что добровольно отправиться на тот свет, — в себе ли Государь?!
Всегда были и есть люди, кто приказы не обсуждают, присяга для них не пустые слова. Со словами «Господа, на вас смотрит Император» дежурный генерал вошёл в воду и был уже по грудь в ней, когда достиг катера. Команде с молоденьким капитаном ничего не оставалось как последовать за ним.
Этим дежурным офицером был Александр Бенкендорф — ещё не глава тайной полиции. Возможно, подобные отвага и преданность позволят вам взглянуть на эту историческую личность немного иначе.

Портрет А.Х. Бенкендорфа. Джордж Доу. Военная галерея Зимнего дворца, Эрмитаж.
Бесстрашный офицер, который не имел ни малейшего отношения к команде катера, не умел им управлять, но личным примером заставил выйти из оцепенения тех, кому почти невыполнимый приказ был адресован.
Прусская кампания, русско-турецкое противостояние, Отечественная война 1812, освобождение Мехелена от наполеоновских войск в 1814…
Эта история закончилась почти благополучно: люди с барки были спасены, экипаж остался цел, а мичман Пётр Беляев прямо по возвращении во дворец получил лично от Императора орден Святого Владимира 4-й степени (напомню, это в 19 лет!). Только вот заслуженно обласканный царем за преданность и героизм А.Х. Бенкендорф через год снова встретился с тем мичманом, но уже на Сенатской площади и по разные стороны баррикад.

Гранитная пристань со сфинксами на Университетской набережной. Санкт-Петербург.
Гуляя по Васильевскому острову, мы особо не присматривались к домам, но на особняке Брусницыных точно была отметина с уровнем поднявшейся в 1824 воды. Уже позже выяснили, что вода тогда покрыла остров целиком…
Седьмого ноября 1824 года вода поднялась на 4 метра 21 сантиметр.
Последствия наводнений и подтоплений хорошо заметны внутри особняка Брусницыных.

Бывший парадный вход в особняк Брусницыных. Васильевский остров. Санкт-Петербург.

Когда-то здесь плескалась вода… Особняк купцов Брусницыных. Кожевенная линия, 27.
Стихия не навредила лишь верхнему пролёту парадной лестницы, но стенам и лепному декору всё-равно досталось… от влаги.

Верхний пролёт парадной лестницы. Особняк купцов Брусницыных. Санкт-Петербург.
Нева тогда пробушевала сутки и стала успокаиваться, но не все заметили, что произошло. Так граф Толстой, изрядно покутив накануне наводнения, благополучно его проспал в своём особняке на Большой Морской.
Проснувшись на следующий день ближе к обеду и раздвинув шторы, он увидел реку прямо под окнами своей опочивальни на втором этаже, а по реке плыла лодка с генерал-губернатором города М.А. Милорадовичем. Он резко задёрнул шторы, отдернул снова. Ничего не изменилось, по реке мимо его окон плыл генерал-губернатор Санкт-Петербурга Милорадович.
— Василииий!!!! Ты тоже это видишь?
И это вовсе не исторический анекдот, подтверждение тому, что происходило у памятника Петру I неподалёку от Большой Морской, нашлось у А.С. Пушкина в поэме «Медный всадник».

Наводнения по-прежнему атакуют Санкт-Петербург, но теперь всё иначе. Сами наводнения никуда не делись, как и возникающие на Балтике циклоны с преобладанием западного ветра, но стихию удалось обуздать. Трижды город переживал катастрофические наводнения, когда вода в дельте Невы поднималась выше ординара более чем на 3 метра: в 1777, 1824 и 1924 годах.
В 2011 был введён в эксплуатацию ультрасовременный комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Запас прочности, заложенный при его создании впечатляет и сегодня. Дамба в течении 48 часов способна выдержать подъем воды до 545 см!
По прогнозам и оценкам ученых подобное в акватории Санкт-Петербурга может произойти раз в десять тысяч лет. Он непотопляемый наш любимый Санкт-Петербург!
Родственница по наводнениям: Аква альта и другие напасти престарелой сеньоры Венеции
Всем счастливых дорог!