В XIII веке европейский крестовый поход Папы против инакомыслящих быстро привел к покорности целые города на юге нынешней Франции. Понтифик обещал его участникам земли, отнятые у «еретиков».
Дворянству в Лангедоке подобное понравиться не могло, ведь именно их земли Папа обещал раздать пришлым с севера крестоносцам.
Замок Пюилоран, X век. Лангедок-Руссильон. Франция.
В замках и крепостях Лангедока катары и сочувствующие им рыцари долгое время держали оборону: где десяток лет, где два десятка, а где и полсотни.
Большинство этих замков располагались в местах неприступных. Все они со временем пали. Так и стоят пустые, разорённые войной, но не забывшие свои славные времена.
Руины замка Пюилоран. Франция.
Замку Пюилоран (фр. Château de Puilaurens) суждено было стать последним оплотом альбигойцев. Он совсем не похож на дворец, где гостей развлекали трубадуры, и это не парадный замок для хвастовства перед соседями.
Суровая крепость, логово феодала, в которой все подчинено единственной утилитарной цели – защитить обитателей от врагов, которые могут быть повсюду.
Почти восемь сотен лет минуло с того противостояния, но и сейчас замок производит впечатление величайшей надежности. Здесь мало что изменилось, и все еще бьётся пульс тех неспокойных времен.
Замок Пюилоран. Регион Лангедок-Руссильон. Франция.
Итак, в 1209 начался Альбигойский крестовый поход. Последовавшие военные столкновения превратились в затяжную череду осад, но уже в ходе первых лет пали все крупные города «еретиков», в том числе Безье и Каркассон.
Каркассон. Франция.
«Еретики» бежали в дикую местность, где сочувствующие им дворяне заперли ворота своих замков, приготовившись к длительной обороне.
Крестоносцы методично осаждали замок за замком, пока в 1255 не пал последний – Куребю (Queribus Castle). Пюилоран так и не был взят. Поди такой возьми!
Катапульту или требушет на таких крутых склонах не примостишь, баллисту (стреломёт) не подкатишь, до тарана в случае с Пюилораном дело дойти и вовсе не могло, а про осадную башню и говорить нечего.
Кругом ни единого ровного плато лишь горы и глубокие ущелья, поросшие густым лесом. И поверьте, сегодня здесь всё осталось точно так же!
На руинах Château de Puilaurens. Франция.
От Каркассона 73 километра, 1 час 18 минут пути на автомобиле. Отправиться в Лангедок и не взобраться к руинам Пюилорана для нас было немыслимым. Сюда мы отправились бы и в дождь, и в снег, впрочем в конце весны с погодой нам везло.
Начинаем подъем. Вверх по поросшей лесом скале к замку ведёт тропа, в дождь здесь не пройти. Через некоторое время её сменят остатки каменной лестницы.
Начало подъема к замку Пюилоран.
Крепость крайне труднодоступна, подъем к замку крут и извилист. Через час с четвертью тропа выведет вас… нет, еще не к замку. На пути очередное препятствие — устроенная в естественном разломе горы лестница-серпантин. Этот почти вертикальный подъем прекрасно контролируется с крепостных стен.
Фото неизвестного автора. В центре кадра заметен зигзагообразный подъём.
Какая удача, что не нам выпало осаждать эту крепость, и сегодня здесь свистят не стрелы, а лишь пронизывающий ветер.
Карабкаемся наверх. Всё время задаюсь вопросом, как и для чего строили это чудо фортификации в такой глуши? В окрест же ничего нет. Две сохранившиеся деревни с дюжиной домов у подножия крепости не в счёт.
Ответ есть в исторической литературе, и он довольно прост: Puilaurens Castle – сторожевая крепость.
Этот край долгое время балансировал между Аквитанией, Арагоном и Францией. Пюилоран стоит здесь, прикрывая множество важных для средневековья путей: дорога на восток напрямую ведет к соседнему замку Фенуйе, резиденции правивших здесь виконтов Нарбонны, на северо-востоке пролегает дорога на Руссильон — богатейшего месторождение охры, совсем рядом Каркассон.
Зигзагообразный подъём к замку Пюилоран.
Коварная зигзагообразная лестница преодолена, мы почти у цели. Перед нами только короткий штурмовой коридор, ведущий к воротам крепости.
Думается мне, что, пожаловав без приглашения, выходить на эти открытые десять метров под дулами арбалетов было не слишком оптимистично.
Вход в Château de Puilaurens. Лангедок, Франция.
Внутренний двор замка Пюилоран.
Через полтора часа мы, наконец, оказываемся в просторном внутреннем дворе замка. Донжон, как и полагается, защищён дополнительно и отделён от общего двора ещё одной стеной.
Есть в руинах нечто завораживающее и притягательное. И пусть наше восхождение было непростым, но впечатления от этих могучих стен, истории, которая вершилась здесь, захватывают дух!
Большая, давно опустевшая крепость стоит на самой вершине скалы и выше только небо.
Château de Puilaurens. Франция.
Ещё до поездки меня волновал вопрос: почему все-таки этот последний оплот альбигойцев лишь условно называют крепостью катаров? Ответ снова следует искать в исторической литературе.
А история гласит: начало описываемых событий первой половины XIII века крепость — как и весь департамент Fenouillèdes (Occitan: Fenolheda) — пропустила. Крестоносцы с севера были заняты осадой Каркассона и Тулузы.
Даже когда в 1226 году в Пюилоран бежал Гийом де Пейрепертюз, до этого 20 лет выдерживавший осаду собственного замка, это не слишком взволновало крестоносцев.
В 1241 в Пюилоране укрылся последний катарский епископ Фенуйеда, ещё через три года пал легендарный Монсегюр и оставшиеся в живых добрые люди (так называли катаров) и им сочувствующие нашли убежище именно здесь.
Прочтите: У подножия легендарной крепости Монсегюр: на поле сожжённых
Даже, учитывая сложнейший характер местности, они не могли рассчитывать на успех. Впрочем, те, кто мог держать оружие в руках, не стремились его выпустить.
В замке Пюилоран «еретики» продержались еще пару десятков лет.
Да, катарский период был лишь коротким эпизодом в жизни замка, но отменить его невозможно.
Всем счастливых дорог!