Место казни предводителей восстания на Сенатской площади в декабре 1825 года — декабристов, покусившихся на уклад государства российского и даже на семью Императора и заслуженно обвинённых в государственной измене, — в легендарной советской кинокартине показано неочевидно.
В июле 1826 пятеро предводителей восстания — Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский — были повешены в Петропавловской крепости.
То самое место я нашла не с первого раза, прежде безуспешно обойдя весь Заячий остров. Исследователь на основе киноромана из меня оказался неважным.
Не ищите его у Трубецкого бастиона, вам нужен кронверк Петропавловской крепости, а это через Кронверкский пролив и Кронверкскую набережную рядом с Военно-историческим музеем артиллерии.
Вид на Петропавловскую крепость. Санкт-Петербург. Фото автора.
Лишь со второго раза мне довелось постоять на месте казни людей безусловно благородных и достойных, и всё же — лишь их вина, что пошли против власти, которой присягали.
Распрощавшись со знаменитыми Зодчими Санкт-Петербурга в Александровском парке, мы двинулись в направлении Петропавловской крепости.
Трезини, Росси, Монферран, Тома де Томон, Растрелли, Воронихин, Баженов и Захаров — великие зодчие города на Неве. Автор Александр Таратынов, 2011 год.
Кронверкский проток. Санкт-Петербург.
Искомый нами объект был уже близок и узнаваем.
Обелиск на месте казни декабристов. Кронверкская набережная, 7.
Не думаю, что они любовались открыточным видом. На их месте я бы жадно глотала каждый глоток воздуха, зная, что мне предстоит.
Вид на Петропавловскую крепость. Кронверкский проток. Санкт-Петербург.
Впрочем, император был милостив: ведь эту пятерку сначала собирались четвертовать, а ещё три десятка человек, поддержавших цареубийство, должны были повесить.
Приговор был смягчён, четвертование предводителей восстания заменили на повешение, остальные отделались каторгой.
Обелиск на месте казни декабристов. Санкт-Петербург.
Наше видение событий меняется вместе со временем и обилием новой информации. Даже знаковых фильмов о тех событиях теперь уже два и, естественно, с противоположным мнением на историю, но ворошить её сегодня я не стану, просто хотела оказаться на этом месте.
Кронверкская набережная, 7. Санкт-Петербург.
Сабли сломаны, погоны сорваны, цепи на запястьях и щиколотках да взгляд на Петропавловскую крепость — всё что им осталось.
Место казни всегда трагично, но в данном случае всё трагичнее во сто крат: известно место исполнения приговора, но не место захоронения предводителей того декабрьского восстания.
Слухов, версий, предположений множество, но доподлинно место неизвестно.
Гибнешь сам — прихвати на тот свет как можно больше врагов! Увы, это не о них, их жертвой пал человек более чем достойный.
Прочтите: Слуга царю, отец солдатам… ни единой царапины в баталиях, а жизнь оборвал удар в спину на Сенатской
Всем счастливых дорог!