Прожив в Сием Рип всего неделю, мне сто раз пришлось признать, либо мы (человечество) сильно деградировали, либо им — строителям храмов в Камбодже — сильно помогали…
Когда в 1633 году астроном и философ Галилео Галилей произнес свою крылатую фразу «И всё-таки она вертится!», Байон — самый мистический из кхмерских храмов — уже триста лет как был затерян в джунглях.
Какова связь? Она не очевидна, но Байон и в XXI веке остаётся загадкой, вызывающей споры среди археологов, астрономов и ученых со всего света.
Случайно обнаруженный в камбоджийских лесах в 19 веке, этот храм стал ещё одним доказательством того, что наши с вами далекие предки, по крайней мере, о звездном небе знали больше нашего.
Индейцы Центральной Америки и древние египтяне возводили свои города, подражая небесному своду.
Три великие пирамиды в Гизе соответствуют трем звездам в поясе Ориона.
Ангкор Том (букв. «Великая столица») — древняя столица Кхмерской империи является рукотворным образом созвездия Дракона на нашей планете и в самом центре её руин находится Байон (Bayon Temple).
Байон — храмовый комплекс в центре Ангкор-Тхома. Камбоджа.
Нигде и никогда мы и мечтать не смели вот так «дотронуться» до Истории, просто подняв её осколок с земли.
По необъяснимой случайности или воле судьбы Байон стал последним из храмов, возведенных в Ангкоре.
После его завершения грандиозный кхмерский город, население которого в период расцвета достигало миллиона жителей, опустел на пятьсот лет.
Вы можете ничего не знать о Камбодже, даже не очень точно представлять, где она находится и с кем граничит, но эти лики вам точно знакомы.
Знаменитая улыбка Байона… По силе впечатления конкурировать с ней может разве что другая знаменитая улыбка – Мона Лизы или Джоконды.
Байон — храмовый комплекс в центре Ангкор-Тхома. Камбоджа.
Рассматривая эти улыбающиеся каменные лица, невольно задаешься вопросом: так ли выглядели древние кхмеры или это фантазия зодчих? Никакого сходства с внешностью сегодняшних жителей Камбоджи у ликов Байона нет.
Пока сами не приедете в Сием Рип (Siem Reap), вы не оцените грандиозность комплекса храмов Ангкора — крупнейшего на Земле.
В радиусе примерно 100 км от Ангкора на территории около 360 кв. км располагаются примерно 800 древних сооружений, но сколько точно, не знает никто.
Как возможно было построить всё это ресурсами, доступными в Юго-Восточной Азии в 9-10 веках?
Припомните историю, какими были эти времена в Европе и Америке? Да, я-то помню, Америки пока не было вовсе, вернее Колумб ее ещё не открыл.
Многие туристы едут в Камбоджу всего на день, чтобы увидеть Ангкор Ват (Angor Wat) — холодное совершенство, Байон же другой, он зачаровывает и касается сердца.
Храм Ангкор Ват. Камбоджа.
Они отличаются практически всем: и размерами, и художественным стилем, и замыслом. И пока мы любуемся руинами, ученые ломают головы, как без знаний, приписываемых утерянным цивилизациям атлантов или лемуров, подобное чудо могло родиться в камбоджийской глуши.
По своим размерам Байон значительно меньше Ангкор Вата, его площадь совсем невелика — скромные 600×600 метров. Издали он даже не впечатляет, а предстает неким бесформенным нагромождением камней.
Только вблизи, когда на многочисленных башнях начинают отчетливо проявляться объемные лица, понимаешь, сколь ошибочным было первое впечатление.
Храм Байон. Камбоджа.
Увы, я не археолог, но мне легко представить этот храм лишь «верхушкой айсберга», как храм Та Кео инопланетным созданием. Посмотрите сами: Камбоджа, руины Та Кео: беседа с храмом
Частично раскопанные галереи по его периметру Байона находятся ниже уровня земли, как глубоко лежит основание, с точностью не скажут вам даже настоящие археологи.
В подземных помещениях ими обнаружены наглухо замурованные комнаты, в которых оказались все те же улыбающиеся лики, навеки заточенные во тьму. Туристов туда не пускают — велика вероятность обрушения.
Но одну статую всё-таки на свет Божий извлекли, она была осквернена во время брахманистской реставрации сразу после смерти короля-буддиста Джайавармана VII.
Чего только не говорят и не предполагают о Байоне.
Французский писатель Поль Клодель, долгое время живший в Сием Рип, описывал храм, как место зловещее, утверждая, что долгое пребывание здесь опасно для жизни.
Не каждый может вынести улыбку Вечности? ))
Здесь действительно трудно отделаться от ощущения, что за тобой все время кто-то пристально наблюдает, но никаких неудобств мы от этого не испытывали и ничего зловещего не почувствовали.
Скорее наоборот, я ощущала защиту сразу великого множества добрых Будд.
Храм Байон. Камбоджа.
Центральную башню храма высотой 43 метра, символизирующую центр мироздания, окружают 52 башни меньшего размера. На каждой из пятидесяти двух башен высечены по четыре огромных лица, направленные в разные стороны света. Всего их 208.
Высота каменных ликов не меньше двух метров. Улыбка их загадочна и непостижима. Куда бы вы не повернулись на вас будут смотреть.
Даже на первый взгляд каменные лица не одинаковы. От освещения и времени суток они меняют выражение от всепонимающей улыбки до мрачной усмешки, поэтому лично мне не верится, что прообразом их был один единственный человек – король Джайаварман VII, но гипотеза такая есть.
Это был поистине необычный правитель. Будучи старшим сыном и наследником, он отказался от власти в пользу племянника, а сам отправился в глубокую провинцию просто жить, медитировать, молиться Будде, ему было около сорока.
Не напоминает известный случай с римским императором Диоклетианом и капустой?
Из племянника владыка оказался никудышный: обнищание населения, народные бунты, агрессия извне… Империя отца — принца-отшельника — оказалась на грани исчезновения, и пятидесятилетний Джайаварман спустя 12 лет мчится в Ангкор.
К его прибытию в столицу племянник был уже мёртв, страну разрывали на лоскуты иноземцы и вельможи. Невероятным образом, сплотив народ под своими знаменами, он победил сначала иноземцев, а потом и смуту.
Он был великим правителем и первым буддистом на троне Камбоджи, Байон же — главный храм его жизни, застывшая в камне история его побед.
Нижнюю часть храма окружает каменная галерея, некогда крытая. Её своды давным-давно рухнули, остались только стены и фантастические по красоте и размаху барельефы с изображением тех далёких сражений.
Качество проработки деталей даже спустя много веков продолжает восхищать.
Барельефы в храме Байон. Камбоджа.
Король-освободитель воплощение Будды на Земле принялся за восстановление империи. Вы не поверите…
- Внутри страны строятся сотни километров дорог, да так, чтобы их полотно не затапливалось в сезон тропических дождей.
- Он пошел дальше и вдоль дорог велел строить отели, чтобы люди со всей юго-восточной Азии путешествовали и торговали с удобствами.
- Ирригационные каналы, школы — это само собой.
- Следом он приступил к строительству больниц для бедных, и деревни, снабжавшие их продовольствием, освобождались от налогов.
Были ли такие прогрессивные правители в Европе 12 века?
Он был воистину велик и, позаботившись о телесном, перешёл к духовному, начав строить многочисленные храмы, — это стало началом Конца.
Ещё одна аналогия: король Баварии Людвиг II… Джаярварман VII разорил страну строительством храмов, и Байон якобы стал последним в честь уже 90-летнего короля.
Байон — храмовый комплекс в центре Ангкор-Тхома. Камбоджа.
Только вотсо временем основания Байона ясности нет. Некоторые считают, что храм построен в конце VII начале VIII века, а Джаярварман VII правил с 1181 по 1218 год. Как видите, с датами большая путаница.
Каково мнение ученых? О, вот это крайне интересно!
Большинство из них считают, что Байон был построен спустя почти 100 лет после Ангкор Ват (Angkor Wat). Парадокс только в том, что фундамент Байона на несколько столетий старше Ангкор Вата, и этот факт, прошедший проверку методом радиоуглеродного датирования, археологи дружно признают.
И уж вовсе необъяснимое заключается в том, что современные строители физически не в состоянии восстановить Байон. Реставраторы признают, что не могут сегодня обтесать камни такого размера с заданной точностью и без цемента встроить их в разрушающийся храм.
Получается, мы не можем восстановить Байон теми же методами, которыми он возводился, — они нам просто неизвестны?
Храм Байон. Камбоджа.
Ближе всего к разгадке подобрались японцы. Они «колдуют» над восстановлением руин и специалисты из других стран признают, что у них получается лучше всего, но без бетонирования и японцы обойтись не могут.
На меня Байон произвел самое сильное впечатление. Возможно, все дело в игре света и тени, в различной степени разрушения каждой из статуй ну и, конечно, в ваших ожиданиях.
В закатных лучах солнца на лицах статуй играет слегка саркастическая улыбка, прислушайтесь, они будто шепчут: завтра будет новый день и все будет хорошо! Им виднее, на их стороне опыт, по крайней мере, в полтысячи лет.
Кстати, уже после посещения Байона я прочла книгу американского писателя Джеймса Роллинса «Печать Иуды». Так вот в ней Bayon Temple представлен как некий портал, врата которого должны оставаться закрытыми, если человечество хочет выжить. Вполне соответствующий и захватывающий сюжет.
Возможно, вам будет интересно познакомится с ещё одним кхмерским храмом той эпохи: Камбоджа, руины Та Кео: беседа с храмом
Всем счастливых дорог!