Домовая церковь семьи генерал-фельдмаршала Захара Чернышева.
Две соседние усадьбы, обе в Яропольце, что под Волоколамском, а такие разные судьбы. Быть тещей Пушкина оказалось выгодней, чем фаворитом Екатерины Второй.
Сама Екатерина, уже будучи императрицей, писала: «Он тысячью глупостей давал понять людям то, чего, клянусь, не было». Было или не было, но одной из таких «глупостей» влюбленного, увлеченного ею мужчины стало строительство роскошной загородной резиденции под Волоколамском.
Это была одна из самых богатых резиденций Подмосковья XVIII столетия: парк с прудами, липовые рощи, оранжереи, театр… И однажды императрица посетила таки Ярополец, обелиск в честь столь знаменательного визита до сих пор стоит в заросшем парке.
С 1744 года наш герой состоял камер-юнкером при молодом дворе и наследнике престола Петре Фёдоровиче в чине полковника.
В день коронации Екатерины он выступал верховным церемониймейстером, что без сомнения, говорит об особой степени доверия, но со слов современников он был слишком серьезен и скромен, чтобы стать настоящим фаворитом.
П.И. Бартенев (1829-1912) — российский историк и литературовед, директор первой в Москве общедоступной Чертковской библиотеки, опубликовал найденные при ремонте одного из чернышёвских поместий «Любовные записочки высокой особы XVIII века к графу Чернышёву».
Почерком будущей императрицы по-французски было выведено:
«Первый день, как будто ждала вас, так вы приучили меня видеть вас; на другой находилась в задумчивости и избегала общества; на третий смертельно скучала; на четвертый аппетит и сон покинули меня; все мне стало противно: народ и прочее… на пятый полились слезы… Надо ли после того называть вещи по имени? Ну вот: я вас люблю!»
Непозволительно близкое общение Захара Чернышёва с женой наследника престола встревожило Елизавету Петровну и молодого человека отправили в армию, на Рейн. Он был бесстрашен и через 8 лет стал генерал-поручиком, пленным он стоял пред Фридрихом Великим, а после размена пленными одно из его подразделений в 1760 году овладело Берлином, символический ключ от которого был вручен генералу.
Он неистово сражался с немцами в Семилетней войне и при этом получил Орден Чёрного орла (нем. Schwarzer-Adler-Orden), высший орден Королевства Пруссии.
Захар Григорьевич Чернышёв получил назначение на должность губернатора Москвы в феврале 1782 года. Через два с половиной года, 29 августа 1784 года, его не стало, но как же неимоверно много успел этот человек за свою жизнь.
Простой московский народ ещё долго вспоминал Чернышёва добрым словом: «Хотя бы он, наш батюшка, два годочка ещё пожил; мы бы Москву-то всю такову видели, как он отстроил…».
Дворец Чернышёва на Тверской был выкуплен казной и стал местом пребывания всех последующих московских градоначальников по нынешний день.
До 1922 года даже переулок, на который выходили окна жилых покоев здания, именовался Большим Чернышёвским, но большевики многое в нашей истории переиграли.
Ярополец, весна…
Домовая церковь семьи генерал-фельдмаршала Захара Чернышева — потрясающей красоты храм и поговаривают, единственная в России двуглавая церковь (не проверяли).
Состояние ужасное… Оно и понятно, ведь охраняется государством как памятник архитектуры… Однако, впечатление все равно производит неизгладимое.
Вход заколочен, типа ремонтируют, но лаз, конечно же, есть. Проникаем. Внутри тихо, покойно, величественно, несмотря на разруху, и аура замечательная.
Сегодня так просто в храм уже не попасть, ещё в 2020 году он был огорожен забором, дежурит охранник, но кардинальных мер по спасению храма по- прежнему не предпринимается.
Нетипичность церкви в Яропольце с точки зрения архитектуры видна даже неспециалисту. Она будто состоит из двух одинаковых зданий, соединенных в один храм.
Композиция храма уникальна для русской церковной архитектуры: два полностью симметричных прямоугольных объема, соединенные притвором.
Храм строился ещё и как усыпальница: в восточном объеме располагалась Казанская церковь, в западном − фамильная усыпальница.
Так было задумано самим Захаром Чернышевым — в самой идее уравнять храм с фамильным мавзолеем угадывается знаменитое честолюбие фельдмаршала, а вот кто именно воплотил его замысел в жизнь, точно не установлено.
В алтаре этого храма до 1941 года хранился символический ключ от Берлина, привезённый Чернышёвым после победы в Семилетней войне.
Вы думаете, это белокаменные колонны? Нет, это тесаное бревно – исконно русский строительный материал, обложенное кирпичом по кругу и отштукатуренное каким-то непонятным песчаным раствором.
Издалека создается полная иллюзия белокаменных колонн. Поверхность их идеально ровная, мастера не «лепили», а творили.
Впрочем, церкви на Руси умели строить всегда. Богатая лепнина в храме из той же «штукатурки».
В середине зала пролом в полу, внизу склеп самого адмирала, вернее он там был много-много лет назад, уже давно он пуст и кроме обломков былых барельефов и современного мусора, вы ничего там не увидите.
Нет, это не дело рук современных вандалов, и я к числу последних тоже не принадлежу, непреодолимая страсть влечет несбывшегося археолога вниз 🙂
Во время войны в западную часть храма попал снаряд, через пробитую крышу угодив в склеп, но здание устояло, и даже надгробие Чернышёва почти не пострадало.
Вылезаешь из этого лаза – как из машины времени выходишь! Красиво и величественно, ни смотря ни на что. Даже таинственно. Кажется, что на нас смотрит само Время.
Над местом погребения было установлено монументальное каменное надгробие, остатки которого сохранились до настоящего времени.
Пирамида-надгробие расположена прямо над усыпальницей, внизу тот самый склеп.
Пирамида была изготовлена известным швейцарским скульптором Александром Триппелем в его римской мастерской. Часть деталей была выполнена им собственноручно. Каменную пирамиду изначально должны были обрамлять две статуи – Печаль и Слава.
Сейчас памятник разграблен, последним с него исчез мраморный барельеф работы Ф. И. Шубина.
Маленький городок Ярополец в окрестностях Волоколамска с яркой историей, с великими владельцами сегодня превратился в глухую деревню.
Впервые Ярополец упоминается в исторических летописях 1135 года, как укрепленный пункт сына царя Владимира Монамаха царевича Ярополка.
Долгое время Ярополец оставался царской вотчиной, но в 1684 году село было пожаловано царевной Софьей Алексеевной гетману П. Д. Дорошенко.
Со временем имение унаследовали его сыновья: старший Алексей стал владельцем южной части поместья, которая теперь известна как усадьба Гончаровых.
Через два поколения в имении среди шестерых детей подрастала красавица Наташа, будущая жена Александра Сергеевича Пушкина. Да, великий русский поэт тоже бывал в Яропольце, только у Гончаровых, хотя кто знает, может и к Чернышевым на чай заглядывал.
Ныне эта часть усадьбы в отличном состоянии, в ее стенах функционирует дом отдыха МАИ и нам она не интересна.
Младший Пётр продал северную часть поместья графу Григорию Чернышёву. Именно эта усадьба стала узнаваемой, любимой историками и туристами, а расцвела и превратилась в «Подмосковный Версаль», когда отошла к его сыну Захару, блистательному полководцу и генерал-губернатору Москвы.
Какая разная судьба у этих половинок некогда единого целого: скромный по всем историческим и архитектурным меркам Ярополец Гончаровых выжил, в нем сейчас располагается санаторий.
Величественный Ярополец Чернышевых, больше похожий на царскую резиденцию, нежели на провинциальное дворянское гнездо стоит в руинах. Усмешка истории.
В отличие от Яропольца Гончаровых усадьбу Чернышевых сразу признали архитектурным творением высокого художественного уровня. Имение было возведено в стиле французского неоклассицизма, совершенно несвойственного подмосковной усадьбе. Чему удивляться?
Авторство проекта приписывают Валлену-Деламоту, Жан-Батисту-Мишелью, французскому архитектору и первому в России профессору архитектуры Императорской Академии художеств.
В 1774 году именным указом императрицы уникальная Подмосковная усадьба в Яропольце первой в России получает статус майоратного имения — это значило, что имение отныне не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается исключительно по наследству старшему в роду.
Эту эпоху можно считать периодом рассвета рода Чернышевых, вскоре мужская линия известной фамилии оборвётся. Тезка фельдмаршала, его внучатый племянник, Захар Григорьевич Чернышев (1798-1826 г.г.) стал участником восстания декабристов.
Усадьба перешла одной из его сестер, её потомки владели ею до 1917 года. С приходом большевиков усадьбу Чернышевых экспроприировали, затем она была и сельской больницей, и санаторием им. Павлика Морозова…
В 1941 году Ярополец был оккупирован фашистами.
В 1953 году здесь снимались эпизоды фильма «Графские Развалины».
Храм оставался действующим и был закрыт в 1962 после смерти настоятеля.
Формально церковь Казанской Божией Матери передана верующим в 1990-х, однако денег на реставрацию как не было так и нет.
Село Ярополец расположено примерно в 120 километрах от МКАД в западном направлении от столицы и всего в 13 км от Волоколамска.
Всем счастливых дорог!