На памятнике императрице Екатерине II, возведенном в Санкт-Петербурге к 100-летию её восшествия на престол, она изображена в окружении восьми выдающихся мужчин.
Один из них — Иван Иванович Бецкой. Не факт, что мы увидели бы Бецкого в столь завидной компании (впрочем, как и княгиню Дашкову), выбирай проект сама Екатерина, но его утверждал и лично присутствовал при закладке другой император — Александр II.
Но сегодня лишь о Нём (Бецком) и о Ней (Екатерине II). Задолго до коронации юной немецкой принцессы он был представлен её матушке Иоганне Елизавете Ангальт-Цербстской; допускаю, что Екатерина могла знать его с детства.
Выросший и получивший хорошее образование в Европе, Иван Бецкой в очередной раз вернулся в Россию в самом начала царствования Петра III и Екатерины, отдав все свои способности, чтобы в скором времени бывшую княжну из захудалого Штеттина назвали Великой как Петра I.
Бецкой был образован и прогрессивен. Юношей он работал при после России во Франции, владел языками и переписывался с философами того времени.
Он не участвовал в перевороте, в захвате Екатериной власти его заслуги не было. Но с кадрами в России всегда была проблема, а чем бы он ни занимался, он всё делал исключительно хорошо. В какой-то момент Екатерина не смогла без него обходиться.
В 1768 году Иван Иванович Бецкой был произведён Императрицей в чин действительного тайного советника.
Это его идеей было создание в «немытой России» института благородных девиц для обучение барышень широких сословий. Так появились Смолянки: Благородные выпускницы Смольного или почти детективная история портретов первых смолянок
Наконец-то прогрессивная Екатерина увидела в своем окружении человека, с которым можно не спорить, а говорить, рассуждать.
Он был в явном фаворе. После учреждения Института благородных девиц Бецкой предложил Екатерине новые амбициозные проекты: воздвигнуть гранитные набережные вдоль берегов Невы и открыть в столице Художественную Академию.
Ум у Екатерины был цепким: Она (именно Она) в разы улучшит город, основанный Петром Великим и продолжит нести свет образования во вверенные ей провидением обширные земли.
Возведение Академии Художеств и облачение Невы в гранит, разумеется, было поручено умному и преданному другу, И.И. Бецкому.
Гранитная набережная, вид на Петропавловский Собор. Санкт-Петербург.
Академия Художеств. Санкт-Петербург.
В этом учебном заведении, учрежденном еще при Елизавете Петровне, и сейчас обучают студентов. При Екатерине его ректором стал Иван Бецкой, одержимый идеей воспитания в России «идеального человека».
В наши дни здесь преподают не только «три знатнейших искусства»: живопись, скульптуру и архитектуру, но и графику, реставрацию, искусствоведение, философию, этику и религиоведение.
Гранитные набережные Невы. Санкт-Петербург.
Казалось бы этот дружеский, а не любовный, союз нерушим, однако близилось событие особенное — юбилей Петра Великого, — а новая самодержеца российская была честолюбива.
Поговаривают, что именно Бецкой предложил увековечить великого предшественника Екатерины, установив ему памятник рядом с Адмиралтейством. Сказано — сделано.
На открытии памятника Петру I народ ликовал, люд образованный рукоплескал, но Императрица хмурилась.
Кому все они рукоплещут: Ей или Бецкому?! С тех пор меж ними «пробежала чёрная кошка».
На памятнике, воздвигнутом Великой Императрице царем Александром II, Бецкой занял своё заслуженно почетное место среди прочих выдающихся деятелей России эпохи Екатерины: А. А. Безбородко, Е. Р. Дашковой, Г. Р. Державина, А. Г. Орлова-Чесменского, Г. А. Потёмкина-Таврического, П. А. Румянцева-Задунайского, А. В. Суворова и В. Я. Чичагова.
Закладка памятника в центре сквера на Александрийской площади состоялась 24 ноября 1869 года в присутствии Александра II и членов императорской фамилии. Памятник был открыт в 1873 году.
И это не случайность. Заслуги незаконнорожденного князя Трубецкого (отсюда и Бецкой) увековечены еще в одном значимом монументе: «Тысячелетие России», воздвигнутом в Новгороде десятилетием раньше, в 1862 году.
Всем счастливых дорог!