Материальное воплощение патриотизма по-каталонски: уникальный Дворец музыки

Ошеломляющее по красоте здание украшали вполне узнаваемые бюсты: Себастьян Бах, Людвиг Ван Бетховен… можно было строить предположения.

Перед нами был Дворец каталонской музыки. Собираясь поснимать эффектное строение, мы оказались у касс. Выяснилось, каждые полчаса во Дворце проводятся экскурсии. Было большой удачей — забрести сюда по дороге в Готический квартал.

Дворец музыки. Барселона. Испания.

Третий, неизвестный нам бюст, на фасаде — Джованни Пьерлуиджи-да-Палестрина, автор знаменитых итальянских месс.

Ни сегодня, ни сто лет назад в Барселоне не было недостатка в театрах, однако к началу XX века в Каталонии сформировался новый класс людей с сильным национальным самосознанием: успешные промышленники, банковские служащие, интеллигенция…

Сливки общества и толстосумы всех мастей продолжали ходить в респектабельный и на тот момент крупнейший в Европе театр «Лисеу», где среди ровни можно было продемонстрировать меха и бриллианты, а заодно послушать модную итальянскую оперу — это был статус.

После театра. Художник Алан Мейли. Цикл "Ностальгия по XIX веку".

После театра. Художник Алан Мейли. Цикл «Ностальгия по XIX веку».

Сторонники движения за культурное возрождение Каталонии решили, что Барселоне нужна сцена для национальной каталонской музыки, хорового пения и зрителей от клерка до рабочего.

Дальше события развивались стремительно. Участок земли под строительство приобрёл город, строить решили на пожертвования, нужно было определяться с архитектором.

К Гауди даже не обращались, гений был с явной сумашедшинкой и витал в своих грёзах: десять лет раздумывал над проектом церкви в колонии Гуэля, построить успели только крипту; храм Саграда Фамилия начали возводить в 1882 и не достроили до сих пор.

Альтернатива была очевидной и единственной — исключительно одарённый архитектор и убеждённый каталонист Луис Доменек-и-Монтанер.

Лишь человек, не побывавший во Дворце музыки в Барселоне, может напыщенно сказать: ну Гауди — это Гауди… Такое устоявшееся клише могу объяснить только одним: Антонио Гауди — звучит просто и кратко, а Луис Доменек-и-Монтанер… ещё попробуй запомни.

Творения Гауди как культурное наследие человечества охраняются ЮНЕСКО, скажете вы. Представьте себе, творения Монтанера то же.

Дворец музыки. Барселона. Испания.
  • Итак, земля была куплена в 1903. За год был найден архитектор и разработан проект.
  • В 1904 проект был утверждён и осмечен.
  • В апреле 1905 заложен первый камень в фундамент здания.
  • В феврале 1908 Дворец Каталонской Музыки был торжественно открыт.
Дворец музыки. Барселона. Испания.

Лишь три с половиной года понадобилось барселонцам на реализацию столь масштабного проекта!

Сегодня у нас даже с государственным финансированием такое вряд ли возможно, а уж собирать деньги вскладчину… ведь практически все строительные и отделочные работы были выполнены на деньги многочисленных каталонских меценатов-патриотов (каталонистов или националистов, называйте как хотите).

Дворец музыки. Барселона. Испания.

Изначально Дворец музыки задумывался как концертный зал и штаб для хорового общества «Каталонский Орфей». Обязанности президента в то время исполнял представитель успешной династии ювелиров и настоящий энтузиаст великой каталонской идеи Жоаким Кабот.

Понятие «каталонист» возникло во время Каталонской гражданской войны 1462-1472 гг, когда крупные землевладельцы, которых устраивал Совет Ста, оспаривали степень королевских прав в Каталонии. Победили роялисты.

Именно Жоаким Кабот организовал сбор средств на музыкальную резиденцию «Орфея», первым положив в кассу собственный чек. Роль меценатов взяли на себя многие патриотично настроенные богатые барселонцы.

Дворец музыки. Барселона. Испания.

Сумма первоначальной сметы оказалась превышена вдвое, но каталонцы строили свой Дворец музыки с невероятным энтузиазмом и самоотдачей.

Ради общего дела автор проекта снизил свой гонорар на 20%. Знаменитая фирма «Антони Ригальт и Бланш» с которой годами сотрудничал Гауди, поставила этот проект приоритетным, её мастера не менее причастны к общему успеху.

К сожалению, в наши дни искусствоведы считают, что специалистов такого уровня уже не найти.

Общими усилиями был огранён блистательный бриллиант, вы и сами поймёте, о чём я.

Дворец музыки. Барселона. Испания.
Витражный потолок во Дворце музыки. Барселона. Испания.
Во Дворце музыки. Барселона. Испания.

Много стекла, невероятное количество витражей, уникальный купол, символизирующий солнце на голубом небосводе. Вот уже более сотни лет этот театр-дворец остаётся единственной в Европе концертной площадкой с естественным освещением.

В центре сцены в окружении восемнадцати греческих муз, как и полагается, герб Каталонии.

Сцена Дворца музыки. Барселона. Испания.

Если вам представится возможность, обязательно побывайте в этом уникальном месте, где Валькирии Вагнера и мифические крылатые пегасы охраняют царство музыки.

Дворец музыки. Барселона. Испания.

Местные жители прозвали дворец (Palau de la Musica Catalana) волшебной музыкальной шкатулкой. Работа архитектора была оценена при жизни, что случается не так уж и часто, не просто при жизни, а буквально на следующий год.

В 1909 городским советом Барселоны проект Льюиса Доменек-и-Монтанера был признан лучшим зданием года, автор был награждён золотой медалью города.

Времена менялись, менялся репертуар, помимо народной музыки, во Дворце музыки стали звучать произведения молодых каталонских композиторов, а также шедевры мировой классики — Бетховен, Бах, Гендель и, конечно, Вагнер.

Вагнеровские Валькирии над сценой и узнаваемый рыцарь в латах на фасаде здания — словно брат-близнец Лоэнгрина из замка Нойшванштайн.

Замок Нойшванштайн. Германия.

Скульптурная композиция «Каталонская народная песня» безусловно украшает угол здания. Её создатель известный скульптор Мигель Блай: все сословия каталонцев, в легких развевающихся одеждах Она — народная песня Каталонии — и все под защитой благородного Лоэнгрина.

Скульптурная композиция "Каталонская народная песня" безусловно украшает угол Дворца музыки. Барселона. Испания.

Я упоминала, что есть еще одно здание авторства Монтанера, включённое в список Всемирного Наследия Юнеско. Уж поверьте на слово, Госпиталь Святого Креста и Павла поразит ваше воображение.

Когда вы увидите этот шедевр, то можете подумать, что архитектор внезапно получил финансовый шанс реализовать все свои амбициозные идеи и забыл, что должен построить больницу, а не Версаль.

Посмотрите сами: Если уж загреметь в больничку, то в такую, как Hospital de la Santa Creu i Sant Pau в Барселоне

Подпишитесь на наш Телеграм и первым получайте анонсы публикаций.

Всем счастливых дорог!

Добавить комментарий