Мы в Трире (Трир — нем. Trier, лат. Augusta Treverorum) в «Северном Риме» и самом старом городе Германии. Он нас немало удивит…
Порта Нигра, великолепные древнеримские городские ворота.
Два гения в одной семье, возможно ли такое? История свидетельствует, что вполне. Впрочем, семья-то еврейская, а к этой нации я отношусь с особым пиететом — такое ощущение, что они все как один умны, стремятся дать потомкам хорошее образование и всегда (веками) поддерживают друг друга!
Кто бы мог подумать, что Маркс и Гейне родня! Такие разные, и все же, познакомившись однажды в Париже, они сразу понравились друг другу, еще не подозревая о своём дальнем родстве.
Их общий предок — раввин и финансист Шимон Пресбург. Его дочь Сара стала прабабушкой великого немецкого поэта, а сын Меир прапрадедушкой основоположника научного коммунизма. Таким образом, Маркс приходился Гейне четвероюродным племянником.
Их встреча состоялась в 1843 году, Гейне уже было под пятьдесят, уже была написана его знаменитая Книга Песен, в которой стихи о Лорелее некоторые и сегодня воспринимают как народный эпос. И вдруг… поэт был так очарован умом молодого философа, что уже через год писал: «Мои новые стихи… будут дышать… высокой политикой…»
А вот матушка Карла Генриетта и его отец преуспевающий адвокат из Трира были сыном недовольны: «Лучше бы ты зарабатывал капитал, а не писал Капитал».
Пророчески звучат слова Гейне, сказанные им о Марксе и его соратниках: «Эти доктора революции… единственно живые люди в Германии… им принадлежит будущее».
Теперь вспомните бессмертную киноленту Марка Захарова о бароне Мюнхгаузене: «…он стрелял по медведю косточкой от вишни! Так почему же все это выросло у оленя?!»
Как говорится, на 200% наш русский случай: почему-то всё, что нафантазировал Маркс, случилось не в Германии, а у нас! ))
Прогуливаясь по одному из самых впечатляющих римских городов на территории современной Германии мы неожиданно натолкнулись на дом-музей Карла Маркса… вот здесь он и родился в мае 1818-го.
Впрочем само здание на сто лет старше Маркса и семья в нём всего лишь снимала квартиру, позже переехав в собственный дом, поближе к Порта Нигра.
Дом в центре тысячелетнего Трира, видевшего самого императора Константина, было выкуплено немецкой Социальной демократической партией специально под музей в 1928 году, правда открыть его удалось лишь в 1947 — настойчивые…
Собор в Трире. Германия.
У меня нет, уверенности что горожане гордятся сим музеем, но немцы толерантны (или им все равно) — им есть, чем гордиться.
В небольшом по размеру древнем Трире всё ваше внимание будет поглощено Порта Нигра, римскими термами, руинами арены для гладиаторских боёв, Базиликой Константина и совершенно невероятным Трирским собором — не до какого-то там Карла Маркса!
Всем счастливых дорог!