С экскурсией во Дворец Елисеевых: ушли, скромно прикрыв за собой двери и оставив большевиков без клада

Какая завидная близость к Зимнему дворцу. Некогда на этом самом месте стоял деревянный дворец Елизаветы Петровны, где императрица и покинула сей бренный мир. Екатерина, не слишком ладившая со свекровью, оставлять дворец себе не помышляла и разобралась с памятью о свекрови виртуозно!

Будущая Великая публично дала на разбор строения три дня — тащи, что пожелаешь! Народ управился за два, а участок был дарован генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Николаю Чичерину.

Время шло своим чередом, кто только не владел этим особняком напротив Зимнего, даже сиятельный князь Куракин, прозванный Бриллиантовым, и эти четыре литых льва на входе повидали многое, пережив даже бурный XX век.

Парадный вход в Талион Империал Отель. Бывший Дворец Елисеевых. Санкт-Петербург. Россия.

Парадный вход в Талион Империал Отель. Бывший Дворец Елисеевых. Санкт-Петербург.

Заходим.

Бар с атлантами в лобби. Талион Империал Отель. Санкт-Петербург. Россия.

Бар с атлантами в лобби отеля.

Однажды в доме купца К.Б. Котомина, что на Невском 18, — выходца из Ярославской губернии — открыл свою первую лавку уроженец той же губернии крестьян Петр сын Елисея. Когда выправляли документы, так и записали «Пётр Елисеевич Елисеев».

Торговля шла плохо. Его товар — «золотые яблоки» то бишь апельсины — дорог был и непривычен. Жена и двое сыновей, все выходили торговать на Невский, и вот вернулся однажды Пётр Елисеевич в лавку со вновь не распроданным товаром, благо цитрусовые отлично хранятся, да не стал кручиниться.

Откуда крестьянин из Ярославской губернии мог знать о существовании колониальных товаров, и где он их добывал, для меня загадка.

Очистил он заморский фрукт, разделил на дольки, а с утра и пошёл по Невскому сначала угощать милых личиком мамзелей с кавалерами, а потом и продавать, только уже втрое дороже.

И ведь угадал, пошла торговля… Мог ли он в 1813 предположить, что пышным особняком напротив его маленькой лавки когда-нибудь станут владеть его потомки.

Угол Невского и Мойки. Дворец Елисеевых, ныне Талион Империал Отель. Санкт-Петербург. Россия.

Угол Невского и Мойки. Дворец Елисеевых, ныне Талион Империал Отель. Санкт-Петербург.

Из крестьян в дворяне

И было у Петра Елисеевича (1776-1825) два сына: Григорий Петрович да Степан Петрович. С кончиною батюшки род Елисеевых разделился на две ветви и на удивление все были энергичными, одарёнными да успешными.

Потомки Григория Петровича продолжили заниматься коммерцией и знаменитые Торговые дома Елисеева в Москве и Санкт-Петербурге — их детище. Потомки же Степана Петровича стали финансистами, благотворителями, именно они снискали для Елисеевых дворянский титул.

В 1908 Степан Петрович Елисеев был возведён в потомственное дворянское достоинство, сегодня же с экскурсией мы посещаем их дворец на углу Невского и Мойки.

Дворец Елисеевых ныне Талион Империал Отель. Санкт-Петербург. Россия.

Дворец Елисеевых ныне Талион Империал Отель.

Впрочем дворец Елисеевы никогда не занимали полностью, довольствуясь вторым и третьим этажами, окна которых выходил на Мойку.

В остальных частях огромного дома, занимающего целый квартал в самом сердце Санкт-Петербурга, находились «Русский для внешней торговли банк», в котором Степан Петрович был вице-президентом, великое множество галантерей, типография и самый известный по тем временам ресторан города Talon.

Личные покои Елисеевых

Вход во дворец, которым пользовались сами Елисеевы, находился несколько левее нынешнего входа в Талион Империал Отель и, быть может, самой большой невидалью в их доме был лифт.

В конце XIX начале XX века подобные технологические конструкции во всей столице можно было пересчитать по пальцам. Жена Степана Петровича Варвара Сергеевна, по всей видимости, страдала от остеапороза, а супругу свою он горячо любил, поэтому в доме и появился один из первых предшественников лифта.

Лестница со световым окном. Дворец Елисеевых ныне Талион Империал Отель. Санкт-Петербург. Россия.

Лестница со световым окном. Дворец Елисеевых.

Вот эти две пышные гирлянды — не украшение к Новому году, а то, что уцелело от подъёмного механизма, поднимавшего кресло Варвары Сергеевны на верхние этажи.

Небольшая прихожая хорошо сохранилась: потолки, стеновые дубовые панели, камин с диваном, над камином по-прежнему красуется вензель Елисеевых, частично разобраны лишь гардероб и «лифт».

Прихожая во дворце Елисеевых. Ныне Талион Империал Отель. Санкт-Петербург. Россия.

Прихожая во дворце Елисеевых.

Парадные залы дворца Елисеевых

Некогда в одном из них — где именно, неизвестно, — размещалась коллекция скульптур Родена: «Ромео и Джульетта», «Амур и Психея», «Вечная весна», «Поэт и Муза».

У банка, которым управлял Степан Петрович, филиалы были и в Париже, и в Лондоне, по служебной надобности они с супругой нередко бывали за границей.

Да, не представляйте себе её мещанкой, купчихой, это была образованная, воспитанная, начитанная дама, имеющая своё мнение и всегда готовая его высказать.

На Всемирной выставке в Париже пара познакомилась с Огюстом Роденом. Собранная (заказанная) ими коллекция его работ после революции досталась Государственному Эрмитажу. Лишь гипсовый бюст Варвары Сергеевны хранится в парижском Музее Родена.

Танцевальный зал во Дворце Елисеевых. Ныне Талион Империал Отель. Санкт-Петербург. Россия.

Танцевальный зал во Дворце Елисеевых.

Танцевальный зал или зал Баккара назван так по четырем изумительным напольным канделябрам, правда сегодня вы увидите лишь три, судьба четвёртого неизвестна.

Про этот зал мы уже рассказывали: посреди подобной роскоши на плафоне изображены вещи несовместимые, ссылка на рассказ будет ниже.

Танцевальный зал или зал Баккара. Дворец Елисеевых. Ныне Талион Империал Отель. Санкт-Петербург. Россия.

Танцевальный зал или зал Баккара. Дворец Елисеевых.

Империя Елисеевых процветала! На страницах «Петербургского листка» бывало сообщалось, что после бала гостям раздавались особенные подарки. Дамы получали на память золотые украшенные сапфирами и рубинами браслеты, кавалеры – брелоки.

Анонсы всех рассказов смотрите в нашем Telegram-канале

Далее входим в опустевшую Золотую гостиную с чудесной оригинальной/подлинной люстрой. Кстати, вы и сами наверняка заметили, что потолки в личных покоях семьи вовсе не высокие.

Понятно, что низкие потолки достались Елисеевым от прежних владельцев дворца, а люстру хотелось именно такую.

олотая гостиная во дворце Елисеевых. Ныне Талион Империал Отель. Санкт-Петербург. Россия.

Золотая гостиная во дворце Елисеевых.

Из этой залы в дверном проеме уже видна столовая семьи, которая интересна сразу несколькими вещами: она небольшая, не парадная, только для семьи и близких, чтобы пообедать запросто без всякой помпы. Подлинные дубовые двери, красивейший плафон, скрадывающий низкую высоту помещения, и камин, а камин-то не простой.

Уютная столовая семьи во дворце Елисеевых. Ныне Талион Империал Отель. Санкт-Петербург. Россия.

Уютная столовая семьи во дворце Елисеевых.

Год 1917 принёс России немало бед, некто из слуг предупредил семью Елисеевых, что за ними скоро придут. Они не медлили, взяли, что могли унести с собой, и покинули свой дом навсегда.

Но, видимо, кто-то из «верной» челяди донёс новой власти, что в камине том сокрыт сейф с невероятным кладом.

Камин в семейной столовой дворца Елисеевых. Ныне Талион Империал Отель. Санкт-Петербург. Россия.

Камин в семейной столовой дворца Елисеевых.

Сейф был обнаружен и вскрыт, но вместо клада в нём лежал листок бумаги. Записка якобы была написана рукою хозяйки, мол клад существует, но достанется он не вам.

Елисеевы эмигрировали во Францию, собственность их была национализирована, и если коллекция статуй Родена находится сейчас в Государственном Эрмитаже, то столовое серебро и прочие ценности, которые невозможно было унести в саквояже, по сей день не обнаружены.

Да, более ста лет назад Елисеевы, уходя, закрыли за собою двери, но их дом продолжает жить.

Всем счастливых дорог!