If you prefer the English language, read this post here.
Эти руины по сей день обладают невероятной энергетикой. Монастырь в глухом лесу в излучине Сены был основан святым Филибертом ещё во времена Каролингов, в 654 году.
Сегодня дремучих лесов в округе уже не наблюдается, тем не менее даже по нынешним временам добраться сюда непросто.
Но и столь уединенное расположение не спасло монастырь от неоднократных набегов грабителей. В результате одного из них в середине IX века монастырь был сожжен.
Более полувека Жюмьеж оставался заброшенным, но однажды монахи вернулись.

В середине X столетия по указанию герцога Нормандии Вильгельма I, известного по прозвищу Длинный меч, монастырь начали восстанавливать.
Первого июля 1067 года архиепископ Руана, кстати будущий святой, освятил главную церковь аббатства — Нотр-Дам-де-Жюмьеж — в присутствии самого герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя и всех епископов подвластных ему земель.
Древний монастырь времен Каролингов превратился в бенедиктинское аббатство святого Петра (Abbaye Saint-Pierre de Jumièges).
Отныне аббатство Жюмьеж стало главным центром веры и образования в Нормандии. В X веке монастырская библиотека располагала собранием манускриптов в несколько сотен трудов, что было неслыханной роскошью по тем временам.
Увы, похоже, судьба аббатства Жюмьеж (Jumieges Abbey) — быть постоянно разрушенным, его веками грабили то викинги, то англичане, то сами французы.



Этот вандализм прекратился лишь в XIX веке не без участия Виктора Гюго, назвавшего Жюмьеж «самыми красивыми руинами Франции». Знаменитый писатель не раз приезжал сюда за вдохновением и отдохнуть душой.
Спасение Собора Парижской Богоматери от сноса и грандиозная реконструкция Ситэ де Каркассон — за это тоже можно благодарить именно его.

Аббатство Жюмьеж. Д.С. Котман. 1818 год.
Судя по картине, ещё в начале XIX столетия башни-близнецы были увенчаны крышами, но к началу нашего XXI нет ни крыш, ни часов…
Но прежде чем подробнее рассказать о хитросплетениях судьбы аббатства, существующего ни много ни мало 15 столетий, упомянем об одной немаловажной особенности путешествий по глубинке Франции.
Индустрия общественного питания здесь имеет одну особенность: она или не работает вовсе, или работает в совершенно неудобное для туристов время.
Представьте, что вы турист из Китая, который решился самостоятельно приехать в Нормандию и осмотреть живописные развалины аббатства Жюмьеж рано утром, пока еще спят или завтракают его многочисленные соплеменники.
Двери аббатства открываются для посетителей в 9.00. Примерно в 10.00 (летом) на экскурсию прибывает мощный автобусный десант в результате чего развалины становятся похожими на муравейник, а если привозят и школьников, то звуковой фон начинает приближаться к децибелам футбольного матча.
Зная это, наш турист из Китая завтрак в отеле пропускает и прямо к девяти часам утра отправляется на фотоохоту.

Развалины аббатства Жюмьеж прекрасны и величественны, тут с Виктором Гюго не поспоришь.

Два часа он ходит по аббатству, восхищаясь открывающимися видами, подмечая ракурсы, но природа берет свое и голод поднимает свою безобразную голову.
Не страшно, мы ведь во Франции, стране, кулинарные традиции которой невероятно разрекламированы во всем мире, в основном самими же французами, и поесть здесь — не проблема, но не тут то было.
В радиусе десяти километров вокруг Жумьежа все рестораны кормят гостей по традиционному французскому расписанию: как в тюрьме, в больнице или в армии.
Вы выходите из аббатства, переполненный впечатлениями и ощущением качественно сделанной работы и обнаруживаете, что в городке Жумьеж (Jumieges), существующем только на доходы от туризма, закрыто ВСЁ!
Сколько на часах?! Уже 11.00, а у вас в Китае 17.00; вы готовы съесть целого дракона и заплатить за это сколько попросят, только французов это нисколько не волнует.
Имейте в виду, что провинциальные французские городки до 12.00 напоминают собой полигон для испытаний нейтронной бомбы, после взрыва которой погибает все живое, но здания остаются целехонькими и очень неплохо выглядят.
Время работы магазинов и ресторанов во Франции отличается от того, к чему мы привыкли. Воскресенья и целый август у большинства заведений законный выходной.
Рестораны во Франции начинают сервировать что-то съедобное в 12.00 и сворачивают свою деятельность не позднее 15.00. Потом жутко уставшие от пары-тройки часов работы рестораторы идут отдыхать и вновь начинают что-то готовить в 19.00. На этот раз работают они еще меньше — это понятно: устали еще днем. В 21.00 кухни прекращают работу.
Вам это очень неудобно, но французам все равно, ведь работают заправки, супермаркеты и раздобыть некий сэндвич вполне возможно.

Полдень, а на улице ни души…
На улочке, идущей вдоль стены аббатства есть магазинчик, который не раз спасал нас от голодной смерти в стране с прославленными кулинарными традициями.
Что вы сказали? Следовало снять номер в отеле подороже, с хорошей кухней? Мы жили в Le Clos Des Fontaines, где имелся бассейн с подогреваемой водой, а под нашими окнами зрела черешня и были припаркованы сразу восемь Феррари (не наши!).

Но и там на завтрак предлагалась лишь выпечка, а обеды и ужины предусмотрены не были. Но мы выжили, чтобы подробно рассказать о том, ради чего вы так рискуете здоровьем своего желудка.

Домик привратника, ныне касса, сохранился весьма неплохо и напоминает скорее миниатюрный замок.

Минуя руины аббатства, вы попадёте на внушительных размеров луг с несколькими вековыми деревьями, отсюда ступеньки старинной террасы приведут вас к «скромному домику» аббата.


Домик аббата.
Аббаты жили неплохо, вид из окон впечатляет, и в отличии от монастырских построек их резиденция уцелела, ныне это музей. Этот дом предоставлял кров многим знатным особам, и с ним связана одна пикантная история.
Прочтите: Неожиданный портрет topless дамы XV века в аббатстве Жюмьеж
Далее современная инсталляция «Круговорот жизни» — аббатство регулярно разрушалось, но монахи упорно возвращались и восстанавливали обитель.

Однажды сюда пожаловали не иностранные захватчики, а французские революционеры, и присвоив себе все труды монахов, объявили прихожанам, что аббатство можно использовать в качестве каменоломни — исторические камни теперь раздавались всем желающим.
Лишь в 1947 году аббатство было выкуплено государством и превращено в музей под открытым небом.
Нынешние потомки революционеров в Жумьеже живут только за счет туристов, приезжающих взглянуть на то, что их предки не успели растащить до основания. Случись иначе, посёлок Жумьеж был бы крохотным захолустьем, недостойным внимания даже самого непритязательного туриста.
Всем счастливых дорог!