Наши люди в булочную на такси не ездят?! Зато за грибами на «Ласточке» ездят ещё как, да не корзинки берут — кузовки в рост ребёнка! Такова была реальность в будний сентябрьский день на маршруте Санкт-Петербург-Выборг.
Время в пути до Выборга всего час, электрички и обычные, и скоростные идут одна за другой, кто мог предположить, что направление столь популярное и вагоны «Ласточки» берут на абордаж. Сделали выводы…
Пока же во вкусный город Выборг, но для начала нагуляем аппетит.
Доходный дом Хакмана на пересечении улиц Северный Вал и Водная застава.
Дом включён в перечень памятников архитектуры. К сожалению, в пожаре 2014 он утратил свой купол, а ведь мы видели его ещё обитаемым. Сегодня он огорожен как и знаменитый дом Говинга, а вот мемориальная табличка на нем сохранилась.
Он же десять лет назад. Архивное фото автора.
В этом здании в 1945-1998 годах располагался штаб 30-го Гвардейского Краснознаменного Ленинградского корпуса, созданного в 1943 как корпус прорыва для снятия блокады Ленинграда. Следуем дальше.
Памятник основателю Выборгского замка шведскому маршалу Торгильсу Кнутссону. Выборг.
Выборгский Педагогический Колледж.
Планировка в городе на Финском заливе почему-то исконно римская — строгая сетка улиц и переулков, расположенных перпендикулярно друг другу, — это очень облегчает знакомство с городом, заплутать в Выборге невозможно.
Много интересных кадров сделали, пора и червячка заморить. Никаких знаковых гастрономических мест не посещали, зашли в первое приглянувшееся заведение на Крепостной.
Улица Крепостная, 8. Выборг.
Люблю я такие заведения: каждый кирпичик, каждая ступенька — история.
Этот дом принадлежал внуку известного промышленника и судовладельца. Гарри Август Валь получил его в наследство в 1909. Бизнес его не интересовал, Гарри Август коллекционировал скрипки.
При нём дом на Крепостной, 8 стал известен собранием редких музыкальных струнных инструментов — крупнейшей в Европе частной коллекцией: семь скрипок Страдивари, шесть Гварнери, шесть Амати — всего около 80 музыкальных инструментов.
Дожив почти до семидесяти, он даже не думал, что придется бежать из родного города, но 30 ноября 1939 началась советско-финская война.
Молодой друг семьи скрипач Онни Сухонен помог старику перебраться в Хельсинки и вывезти 32 наиболее ценных инструмента. Через полгода Гарри Август Валь умер, завещав свою коллекцию Финскому фонду культуры.
Кафе в доме Валя. Крепостная улица, 8. Выборг.
Война не щадит ни людей, ни шедевры: коллекция была переправлена в Швецию и разрознена, в Финляндии сегодня хранится всего одна скрипка коллекционера, а мы пьем кофе в доме Валя.
Ничего особенного не заказывали: по бокалу белого вина и нечто а-ля финское. Гуляем дальше.
Повторюсь, в городе неожиданно много туристов и чуть ли не каждый второй с пакетом из крафтовой бумаги, из которого торчит… крендель.
Гномик Вили на перекрестке улиц Крепостная и Красноармейская. Выборг.
Сама я равнодушна к выпечке, если это не французский или швейцарский киш с правильным сыром, ну или штрудель с начинкой от яблок до шпината, но это мои предпочтения, а меж Северной столицей и Выборгом идёт настоящая битва: пышки против кренделей!
Считается, что история выборгского кренделя началась в XIV веке, когда в город прибыли монахи-францисканцы. Готовить их было недорого, кренделя частенько раздавали бедным — вот такая мягкая аннексия.
По прошествии 600 лет выборгский крендель превратился в один из символов города. В традиционном рецепте пряные специи тмин, кардамон, мускатный орех – может быть, это и вкусно.
У знаменитого выборгского трамвайчика набрели вот на такую крендельную – сделана с любовью.
Пора и честь знать да на «Ласточку» поспешать. Мимо круглой башни направляемся к вокзалу. Этих колоритных ребят я не помню… Познакомимся.
«По узким улочкам средневекового Выборга мчатся два рыцаря в сияющих доспехах. Никто не хочет уступить другому дорогу. Их путь лежит в сторону Круглой башни, невдалеке от Выборгского замка, около которой они несколько дней назад увидели прекрасную Даму…»
Композиция — подарок городу к 725-летию от АО «ЛОЭСК» с пожеланием любви, верности и чести. Минуя её, спешим в глубь парка, как не попрощаться с ещё одним символом города — лосем, который в этом году отмечает столетний юбилей.
Бронзовый лось. Скульптура Юсси Мянтюнена. Городской парк. Выборг.
До электрички полтора часа, конец, как известно, делу венец, ещё успеваем перекусить. И снова случай… дом с медведями на фасаде привлек внимание. На первом этаже историческая пышечная Маркелова.
Дом купца Маркелова (Дом с медведями), пр. Ленина, 6, Выборг.
Пышечная в доме купца Маркелова. Выборг.
Внутри аншлаг — хороший знак.
Дом сам по себе примечательный — это меблированные комнаты на главной в то время улице Выборга. Особенность в том, что один этаж – одна квартира.
Богатейший в Выборге купец, чей склад муки располагался в той самой Круглой башне на Рыночной площади, отец большого семейства, воспитывавший детей в строгости, почтении и трудолюбии, Демьян Маркелов был выходцем из семьи крепостных крестьян Тверской губернии!
И снова Тверская губерния! Там особых людей делают что ли? О кожевенной империи купца Брусницына (тоже из тверских крепостных) в Санкт-Петербурге мы уже рассказывали.
Свидетель Прекрасной эпохи — особняк купцов Брусницыных дождался реставрации?
Разумеется, пышку я выбрала с лососем и сыром, согревающий глинтвейн был заслуженной наградой, но одну ошибку второпях я все таки совершила, не заметив в меню картофельные пышки.
Город изо дня в день собирает аншлаги, на вокзал пришлось прийти весьма заблаговременно. Минут 30 простояли у вагона «Ласточки» в ожидании открытия дверей. Снова абордаж! Мест хватило не всем.
Всем счастливых дорог!