Дрезден только что разбомбили англичане, ещё дымились его руины, продолжались уличные бои, когда вошедший в погибающий город маршал Конев уже справлялся, уцелела ли Галереи Старых Мастеров.
Февраль 1945. При бомбардировке Дрездена союзниками 98% погибших оказались гражданскими лицами.
Дрезден. Германия. Фото автора.
Дрезден мог остаться миражом, лишь воспоминанием, как на этом рассветном кадре, но не остался…
Маршал не был из благородных, родился в семье крестьянина, о хорошем образовании речи не шло. Откуда вкус и понимание, что такие шедевры не должны сгинуть на этом пепелище?
Город-то ещё отстроят, а вот Мадонну с младенцем в окружении сотен ликов ангелочков за Рафаэля Санти уже никто не напишет.
«Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Галерея Старых Мастеров. Дрезден.
ИХ видят не все, на фото в сети как правило не рассмотреть, даже стоя перед полотном, и то не сразу замечаешь, что облака окружающие Деву — эту души маленьких ангелов, которые скоро отправятся в земные семьи — поистине гениальное полотно и моё любимое.
А старинный город Дрезден — прекрасное обрамление шедевру. Его восстановленный центр словно сам сошел с полотен старых мастеров. Сорок лет по крупицам по камушку, но восстановили.
Дрезден. Германия. Фото автора.
Дрезден. Германия. Фото автора.
Дрезден. Германия. Фото автора.
Весна 45-го, война заканчивалась, казалось бы, надо думать о взятии Берлина, ведь ты не украсишь этими шедеврами свой замок, да и замка у тебя никогда не было и не будет, получишь за них ещё одну медаль… Может быть нужно просто уцелеть в этом пекле и живым вернуться домой?
И вот по распоряжению Конева специальная группа из пяти человек под командованием младшего лейтенанта Леонида Рабиновича отправилась на поиски.
В самом городе искать не было ни малейшего смысла… город представлял из себя такие же руины, как наш Сталинград.
Дрезден после англо-американских бомбардировок 13-15 февраля 1945 года.
История обнаружения сокровищ Дрезденской галереи более чем известна, пересказывать её нет смысла, разве что самую малость — концовку.
Товарный вагон, набитый ценностями, обнаружили стоявшим на путях в одной из заброшенных каменоломен в 30 километрах от Дрездена.
Потрясающая рафаэлевская Мадонна в сонме ангелов была среди них, и пред её лучезарной красотой русские солдаты безмолвно сняли пилотки.
Л. Волынский.
От уничтожения шедевры спасло только то, что комендант города, отвечавший за подрыв ценностей, был убит. В его кабинете обнаружили карту с необычными значками. Лейтенант Рабинович взялся за расшифровку.
Через неделю схроны были найдены и разминированы. События описаны в автобиографической повести Леонида Волынского (псевдоним Рабиновича) «Семь дней».
Хранившиеся в промокших ящиках шедевры нуждалась в реставрации. Из Москвы срочно была вызвана группа экспертов во главе с Натальей Соколовой. Тогда и случился этот диалог.
– Раз такое дело, я готов предоставить свой самолет, – предложил маршал.
– Да что вы, Иван Степанович, а вдруг с ним что-нибудь случится?
– Самолет надежный, экипаж опытнейший. Во фронтовой зоне дадим воздушную охрану. Я сам на нём летаю.
– Но вы же маршал, а она Мадонна!
31 июля 1945 специальным эшелоном Дрезденская галерея была отправлена в Москву.
«Спасение картин Дрезденской галереи». Художник М. Володин.
Странным образом в СССР полотно оказалось лишь в запасниках Пушкинского музея. Через много лет в знак нерушимой дружбы Советский Союз вместе с прочими ценностями вернул его ГДР.
Постоянно задаюсь вопросом, как такой картине не нашлось места в Италии, в Ватикане?
Она была написана как алтарный образ Богородицы для церкви Сан-Систо в Пьяченце, но в 1754 картину у обедневшего монастыря выкупил Август III. Король был ценителем, а маршал Конев оказался спасителем.
Он был нетипичен для советского командующего…
Командуя 1-м Украинским фронтом, освобождавшим Восточную Европу, Конев отдал приказ не бить из крупнокалиберной артиллерии по городам, где могли пострадать культурные ценности.
Это был почерк отца — не разрушать города, которые оказывались на острие удара. Только в Берлине этого сделать не удалось». Н.И. Конева.
Вена, Краков, Прага обязаны русскому маршалу за сохранность многих архитектурных памятников, а все мы – за спасение Мадонны.
Цвингер. Дрезден. Фото Олега Сарапулова.
Ценители прекрасного были и на противоборствующей стороне, прочтите наш рассказ: Австрийский замок Германа Геринга — Маутерндорф
Все счастливых дорог!