На поездку в село Сима нас сподвигла трогательная история графини Толь, урождённой княжны Голицыной, и снесённая в 1960-х церковь с первым захоронением Багратиона.
Понедельник — день «экстремального» туризма: мы уже давно привыкли, что за границей большинство музеев по понедельникам закрыты, но в родных пенатах всё чаще к понедельнику приплюсовывают и вторник.
Поэтому в усадебный дом Голицыных в селе Сима и народный музей в нём, посвященный Петру Ивановичу Багратиону, мы однозначно не попадали.
Зато в нашем полном распоряжении был вековой усадебный парк, церковь Дмитрия Солунского с пределом Св. Зинаиды в память о единственной дочери князя Голицына, а за церковью теперь уже облагороженный пустырь — место первого захоронения великого полководца.
Усадьба Голицыных
Еще два года назад казалось, что усадебный дом приходит в упадок, приезжаем, а здание свежевыкрашено, приобрело отделку из натурального камня, есть информационные стенды для слабовидящих и на английском…
Попало ли здание в хорошие руки или на него выделили средства, выяснить не удалось по причине приключившегося понедельника.
Да, липовый парк Александра Борисовича Голицына давно зарос, но липы и дубы, повидавшие немало на своём веку, корнями крепко держатся за землю, а кронами взмывают ввысь и ни один из этих дубов не обхватить руками.
В глубине поросшего парка высится стела с красной звездой — памятник не вернувшимся с ВОВ. Подошли. Страшное дело: 3-5-8 однофамильцев, семьями не возвращались.
Князья Голицыны владели селом Сима с 1708 до национализации имения в 1918, но история села куда длиннее.
Поселение Сима впервые упоминается в XIV веке. В XVI веке село становится царской вотчиной и собственностью сына Василия III Ивана Грозного.
В начале XVIII века император Петр I пожаловал Симу князю Михаилу Михайловичу Голицыну (1675-1730) за победу над генералом Левенгауптом под Лесной.
Князь М.М. Голицын старший — очень интересный исторический персонаж, поэтому позволю себе небольшое отступление.
Когда штурм крепости Нотебург едва не захлебнулся и отдан был приказ отступать, Голицын велел гонцу: «Скажи государю, что теперь я принадлежу одному Богу», и велел оттолкнуть лодки от берега, чтобы отрезать своему отряду путь к отступлению.
За отличие в битве при Лесной Петр I сказал ему: «Проси, что пожелаешь».
— Прими в прежнюю милость Репнина (разжалованного в солдаты за поражение при Головчине).
— Да разве ты не знаешь, что он смертный враг тебе?» — спросил Петр.
— Знаю, — ответил Голицын, — но знаю и то, что Репнин сведущ в ратном деле, предан тебе, а что значит личная вражда, когда Отечество нуждается полезными людьми».
Этот дом с мезонином был построен в конце XVIII века одним из потомков Михаила Голицына старшего.На домепамятная табличка, собственно из-за неё и едет в усадьбу люд, интересующийся историей.
Село всегда было полнолюдно и богато. Видимо, Голицыны не только хорошо воевали, но и рачительно управлялись со своим имуществом.
В 1860-х при имении построили небольшой кирпичный заводик, а на конном дворе разводили породистых лошадей. К концу XIX века в селе работали три школы.
Руины одного из флигелей усадьбы Голицына. Село Сима.
Флигелей было два, в сети можно найти информацию, что они соединялись с господским домом подземными ходами, чтоб в хмурь и слякоть ног не пачкать.
Правый из флигелей превратился в руины, даже крыша отсутствует, в левом живут люди, и грязи, и слякоти вокруг их исторического жилища по щиколотку! Ездят на иномарках, а щебня под ноги во дворе не могут насыпать.
В Симах вы увидите немало руин явно тех времён, но угадать, где больница, школа, оранжерея, конный или кирпичный завод, сегодня не представляется возможным. Не осталось следов ни от фруктового сада, ни от пасеки…
Зато в историческом музее Юрьев-Польского удивительным образом сохранились предметы мебели и быта из этого дома — две комнаты, а ещё та самая карета с гербами Голицыных, на которой раненого Багратиона доставили в Симу.
Последние представители рода Голицыных умерли в эмиграции, кто в Аргентине, кто в Каннах или Париже.
Помните романс в исполнении Александра Малинина: «Поручик Голицын, а может вернёмся, зачем нам, поручик, чужая земля?»
Оказалось, герой романса — невымышленный персонаж.
Князь Михаил Александрович Голицын был есаулом казачьих войск. В 1918 при захвате Киева большевиками был арестован и расстрелян.
Рассказ о судьбе единственной дочери хозяина усадьбы Зинаиды Голицыной-Толь и его друга П.И. Багратиона ещё впереди, а пока князь Борис Александрович потерял и друга, и дочь, вот уж взаправду за потерей потеря…
Чтобы попасть к храму с пределом Св. Зинаиды и месту, где отпевали героя войны 1812, нам остаётся миновать этот небольшой мосток через реку Симку. Вдали уже видна церковь Дмитрия Солунского…
Церковь Дмитрия Солунского 1775 год. Село Сима. Владимирская область.
Всем счастливых дорог!